Рекомендации по подготовке к региональному этапу ВсОШ по испанскому языку

Тренеры сборной команды Москвы по испанскому языку подготовили рекомендации и список полезных ресурсов для участников регионального этапа ВсОШ и их наставников.


Детальная, всесторонняя подготовка к региональному этапу олимпиады является залогом успешного выступления на этом важном конкурсе и создаёт прочную базу для дальнейшей работы при подготовке к заключительному этапу. 

Ежегодно ЦПМ организует курсы подготовки к различным этапам ВсОШ по испанскому языку не только для кандидатов и членов команды Москвы, но и для всех желающих и интересующихся предметом, нацеленных на победу в интеллектуальных соревнованиях. Для тех, кто по разным причинам не может посещать наши занятия, мы предлагаем рекомендации по подготовке к олимпиадам.

Из чего состоит региональный этап ВсОШ по испанскому языку

Олимпиада по испанскому языку включает следующие разделы:

  • аудирование;
  • лексико-грамматический тест;
  • лингвострановедение;
  • чтение;
  • письменное творческое задание;
  • устная часть.

Формат проведения олимпиады

Региональный этап ВсОШ по испанскому языку проводится в два дня в сроки, установленные Министерством просвещения России. В 2023 году олимпиада пройдёт 17 и 18 января.

Время начала олимпиады определяется в соответствии с установленными в субъектах Российской Федерации временными регламентами.

Как подготовиться к региональному этапу

При подготовке к олимпиаде советуем использовать архив заданий и решений прошлых лет, опуликованный на нашем сайте.

Для подготовки к тестовой части олимпиады необходимо прорешать как можно больше аналогичных заданий из олимпиад прошлых лет и учебников для подготовки к DELE (Claves para el nuevo DELE, Cronómetro, Preparación al Diploma DELE, уровень В2-С1).

Если вы являетесь учеником 9–11 классов московской школы, подпишитесь на закрытый WhatsApp-чат для кандидатов в команду Москвы, заполнив форму, и будьте в курсе всех новостей и наборов ЦПМ на интенсивы, спецкурсы и интерактивные онлайн-модули для подготовки к этапам ВсОШ по испанскому языку.

Аудирование

Для успешного выполнения заданий на аудирование необходимо регулярно выполнять аналогичные тесты из олимпиад прошлых лет и учебников для подготовки к DELE. После анализа ошибок повторно переслушивать записи с транскрипцией перед глазами. Важно понять, что не услышали или не поняли и почему, а также попытаться осознать закономерности олимпиадных вопросов. Например, часто вопросы задаются к числовой информации или апеллируют к похожим по звучанию, но не по смыслу словам, тем самым сбивая вас с толку. Хорошим знаком обычно является наличие в ответах синонимов к тем словам, которые звучат в аудиозаписи.


¡Consejo! Чаще всего мы не слышим «пробелы» между словами и места слияния нескольких слов. Отследите, на стыке каких слов обычно у вас это происходит, и старайтесь фокусироваться именно на этих местах. Для этого очень полезно писать транскрипции к текстам на слух, а потом проверять их правильность.


Регулярно смотреть и слушать YouTube-каналы (например, BBC en español/sección ¿Hablas español?), подкасты (напр., Radio Ambulante) на интересующие вас темы, пробовать писать транскрипции к аудио. Также хорошо разбирать записи уличных интервью и фрагменты фильмов, где присутствует городской шум. Важно, чтобы в используемых аудио-материалах были представлены различные акценты.

Во время выполнения олимпиадных заданий. Все упоминаемые числа, даты лучше записывать. Можно словами в сокращённой форме, чтобы потом убедиться, что не перепутали по невнимательности, например, 50 и 15.

Часто времени, данного на просмотр вопросов, не хватает для осознания их сути. В таком случае не стоит впадать в панику и пытаться дочитать вопросы, когда аудио уже начало звучать. Так у вас больше шансов упустить важные детали. Лучше отложить вопросы и постараться записать в черновик как можно больше подробностей из аудио. В паузу можно выделить варианты ответов, которые кажутся правильными. А во время второго прослушивания, когда вы уже хорошо усвоили содержание вопросов, можно прицельно искать подтверждение своим ответам.

Мы часто не замечаем на слух слова «не». Так что при прослушивании следует особое внимание уделить звучащим отрицаниям, которые могут быть выражены самыми разнообразными лексическими средствами (tampoco, jamás, ni una vez etc.)

В первой части заданий (на verdadero/falso) убедитесь, что информация, которую вы воспринимаете как verdadero, была действительно упомянута в источнике. Часто ошибки возникают, когда за верный участники принимают собственный логический вывод, а не упомянутый в записи. Всё, о чём не было заявлено напрямую, даже если это кажется очевидным, следует относить к falso. Этот же принцип касается аналогичных заданий в разделе «Чтение».

Даже если вы совершенно не знаете, что ответить, никогда не оставляйте поле в бланке ответов пустым! Если вы не дадите никакого ответа, вероятность того, что вы получите баллы будет равна 0, а если выберете наобум, уже 1/3.

 Лексико-грамматический тест

Тренируйтесь на заданиях прошлых лет и анализируйте свои ошибки. Если что-то непонятно, то обязательно консультируйтесь с преподавателем. В ваших лексико-грамматических знаниях не должно оставаться пробелов.

При выполнении таких заданий обращайте внимание на род и число согласующихся слов, предлоги, ожидаемую часть речи. Часто некоторые варианты ответов можно отбросить уже при беглом взгляде на грамматическое окружение пропуска в тексте, не вникая в его смысл.

Для расширения лексического запаса лучше всего подходит интервальное повторение слов и словосочетаний. Весьма эффективны специальные приложения для создания индексных карточек (Anki, Quizlet): они способны сами рассчитывать время следующего повторения и позволяют всегда иметь свой «словарный запас» с собой и повторять между делом. Важно записывать на карточки не только слова, но и устойчивые словосочетания (например, глагол с предлогом или прилагательное с существительным), ведь именно здесь мы чаще всего ошибаемся, сочетая несочетаемое.

Лингвострановедение

В процессе обучения испанскому в школе или на курсах советуем вести отдельную тетрадку по лингвострановедению, куда вы будете регулярно выписывать неизвестные для вас факты по истории, географии и культуре испаноязычных стран, которые встречаются в текстах и аудио. Время от времени пересматривать эти записи и упорядочивать по карте, по хронологической оси или по странам.

Посещайте открытые лекции и вебинары по вопросам истории, культуры и географии (Институт Сервантеса, Ибероамериканский культурный центр, Telegram-канал с дайджестом Eventos en español). Интересуйтесь тем, что встречаете впервые. Ищите дополнительную информацию в Интернете для составления более целостной картины. И, конечно, записывайте полезные факты в тетрадку, чтобы перед очередным этапом олимпиады можно было быстро всё это повторить.

Смотрите документальные фильмы и ролики на YouTube на интересующие вас темы. Так вы не только расширите ваши познания, но и потренируете лингвистический слух. Например, любопытный канал по истории латиноамериканских стран можно найти по ссылке.

Тренируйтесь на тестовых вопросах по лингвострановедению из учебника España ayer y hoy (доступен для скачивания в Сети) и онлайн-викторин в Интернете. Вот лишь некоторые из многих ресурсов:

  1. Онлайн-курс по географии Латинской Америки от призёра ВсОШ по испанскому языку и географии. Для получения доступа заполните форму и запросите доступ по почте espanol.cpm@mail.ru
  2. Игровое приложение по географии и истории для испанских школьников
  3. Квиз-викторины по географии и истории Испании от Министерства Испании по туризму
  4. Квиз-викторины по истории от National Geographic

Для запоминания сухой информации вроде дат, имён, названий также очень помогают индексные карточки. Важно, чтобы это были карточки, составленные и сформулированные лично вами под себя. Тогда положительный эффект будет больше. Можно создавать карточки в виде списка элементов. Например, самые крупные города такой-то страны. Главное, чтобы в списке было не больше четырёх–семи элементов.

Не отчаивайтесь: знать и помнить всё лингвострановедение невозможно. На олимпиаде, даже если вы не знаете ответа на вопрос, задействуйте логическое и ассоциативное мышление, исключите заведомо неправильные ответы. Например, в вопросе ниже необязательно помнить, как выглядит театр, а как – амфитеатр. Достаточно увидеть море на картинке и вспомнить географию.

Чтение

Задание по чтению чаще всего состоит из двух текстов в разной стилистике, художественного (с выбором правильного варианта ответа) и научно-популярного (с вопросами verdadero/falso). Так что при подготовке старайтесь использовать тексты именно такой направленности.

Как и в заданиях по аудированию, обращайте внимание на отрицания.

Отслеживайте, где информация, упомянутая в тексте, а где ваша интерпретация: убедитесь, что информация, которую вы воспринимаете как verdadero, была действительно упомянута в источнике.

Выделяйте в тексте доказательства выбранных вами ответов.

Письменное творческое задание

Внимательно ознакомьтесь с критериями оценки сочинения и последними нововведениями Королевской Академии испанского языка RAE в области орфографии (презентация одного из председателей жюри и члена Центральной Предметно-методической комиссии А.А. Альварес-Солер).

Для подготовки к олимпиаде необходимо написать большое количество тренировочных эссе на самые разнообразные темы (например, на темы прошлых олимпиад!). Так вы заранее продумаете частотные вопросы общего характера и найдёте пробелы в лексике, грамматике и орфографии. Здорово, если у вас есть преподаватель, который согласится проверить ваши пробные эссе и даст свой комментарий в соответствии с критериями.

Олимпиадное сочинение — это рассуждения и ваше личное мнение по общим вопросам молодёжной направленности: экология, досуг, учёба, работа, взаимоотношения со сверстниками и родителями, технологии и пр. Имейте своё чёткое мнение, аргументы и словарик для рассуждения на эти темы. Они вам пригодятся также и для устной части.

Читайте испанских колумнистов в газетах El País, ABС и других изданиях. Авторские колонки — это отличный пример грамотных рассуждений на общие темы. Заимствуйте оттуда идеи, риторические приёмы и выигрышные фразы.

Задание по письму одно из самых трудоёмких на олимпиаде. Продумайте заранее свой алгоритм действий и рассчитайте время. Возможный сценарий написания:

  1. В начале письменного тура продумать подробный план и отдельные, «выигрышные» слова и фразы для сочинения.
  2. В ходе выполнения тестовой части, возможно, позаимствовать для сочинения удачные слова или обороты из текстов на чтение и по лексико-грамматическому аспекту.
  3. Последний час-полтора письменного тура посвятить исключительно сочинению.

Значительное количество баллов теряется из-за невнимательности. Убедитесь, что:

— ваши рассуждения соответствуют теме. Если тема посвящена удалённой работе, то не увлекайтесь рассуждениями о важности поиска своего профессионального призвания в жизни. На одном из финалов блестящий ученик потерял на этом четыре балла за содержание;

— вы пишете именно эссе, а не письмо другу;

— ваши рассуждения логично приходят к завершающей фразе. Финал должен логически вытекать из вашего текста. Вы можете не согласиться с предложенной финальной фразой, но для этого необходимо привести убедительные аргументы в пользу такой точки зрения;

— количество слов в вашем тексте не больше 240 и не меньше 180.

В сочинениях обязательно используйте вводные слова-коннекторы (para empezar, sin embargo, por lo tanto, en fin, de hecho etc.). Составьте свой список любимых коннекторов на все случаи жизни и старайтесь использовать их как в письменной, так и в устной речи. Они помогают членам жюри увидеть логику ваших рассуждений и поставить максимальный балл по критерию «Организация текста» (логика).

Не стоит использовать заученные готовые шаблоны-топики. Чаще всего они стилистически и логически выбиваются из общего повествования и всегда заметны жюри.

Не злоупотребляйте нагромождением грамматических конструкций, фразеологизмов и т.п. Ваша главная задача — создать красивый, стройный, стилистически однородный текст, наполненный оригинальными мыслями. Вам самим должно быть интересно его читать.

Следите за почерком и аккуратностью исправлений. За небрежное оформление снимается один балл!

Завершив писать текст, ещё раз очень внимательно проверьте правильность написания слов. Для проверки орфографии (графические ударения!) перечитайте сочинение с конца: так вы не будете отвлекаться на смысл написанного и сможете сосредоточиться на форме написания слов. Очень обидно терять баллы по критерию «Орфография».

Не пишите того, в чём не уверены. Не помните, как пишется слово, не уверены в предлоге, запутались во временах — поищите альтернативные способы донести ту же мысль.

Не забудьте указать количество слов в конце!

Устная часть

Успех на устном туре во многом зависит от вашего психологического настроя и физического состояния. Поэтому в этот день приходим выспавшимися, красивыми и не забываем глубоко и спокойно дышать!

Внимательно ознакомьтесь с критериями оценки устной части: так же как с эссе, значительная доля вашего успеха зависит от знания критериев. Изучите их заранее и подумайте, в чём ваши сильные стороны, а с чем следует быть осторожнее.

На устном туре вы должны выбрать одну из предложенных картинок и высказаться по ней. Как правило, за картинкой стоит некая глобальная проблема: разница поколений, экологические вопросы, социальное неравенство, современные технологии и пр. Поэтому, прежде чем выбрать картинку, определитесь, какая здесь представлена тема и что вы можете сказать по этому поводу.

Начать вы можете с описания того, что изображено на картинке, чтобы продемонстрировать богатство своей лексики. Но основную часть вашего ответа должно составлять именно высказывание вашего мнения по проблеме, а не описание. Поэтому изначально выбирайте ту картинку, смысл которой вам точно понятен и для освещения которой вам хватит лексики.

Тематика картинок часто повторяется, поэтому просмотрите задания прошлых олимпиад и продумайте заранее свою позицию по некоторым из них.

Использование слов-связок в вашей устной речи ценится не меньше, чем в сочинении.

Советуем продумать аналоги ко всем «скучным» словам и попытаться от них отказаться. Можно создать карточки (Quizlet, Anki) с синонимами к таким словам как interesante, importante, necesitar и т.д.

Проследите, какие грамматические ошибки вы чаще всего допускаете в устной речи и сконцентрируйтесь на их искоренении.

Обратите внимание на произношение. Перед устным туром советуем сделать фонетическую гимнастику, чтобы разогреть речевой аппарат и добиться максимально открытого и чёткого звучания всех гласных.

Критерий «Беглость» подразумевает не скорость, а связность вашей речи, отсутствие заметных пауз в неподходящих местах. Не тараторьте! Лучше говорить медленнее, но уверенно, связно и с меньшим количеством ошибок.

Как правило, умеренная эмоциональность, чёткость и выразительность речи повышают балл за задание. Для работы над внешним впечатлением можно записывать себя на видео, а потом анализировать удачные и менее удачные моменты. Можно, например, начать вести личный аудио- или видеодневник на испанском.

Ваш внешний вид — это важно! Опрятный внешний вид — это проявление уважения к членам жюри и способ им понравиться. Не пренебрегайте формальной одеждой и не злоупотребляйте макияжем. Войдя в зал, поприветствуйте членов жюри, посмотрите на них и улыбнитесь.

Если в процессе выступления вы чувствуете, что не справляетесь с нервами, сделайте паузу, глубоко вдохните и выдохните, улыбнитесь, возьмите в руки какой-нибудь предмет (например, ручку) для уверенности. Всё будет хорошо!

Рекомендации для учителей

1. Важно регулярно доносить до учеников важность участия и победы в олимпиаде. Это не только способ поступить в вуз и выиграть денежный приз, но и возможность выделиться среди остальных, доказать себе и окружающим: я могу. Олимпиада — отличный стимул для талантливых и азартных детей. Часто высокие результаты на олимпиадах показывают дети, которые профессионально занимаются спортом, так как у них высокий соревновательный дух и хорошая стрессоустойчивость. Присмотритесь к вашим ученикам. Часто будущий чемпион скрывается за личиной талантливого разгильдяя, которому просто не хватает высшей цели для того, чтобы взяться за ум. Олимпиада – отличный повод.

2.Пригласите своих талантливых учеников 8–11 классов подписаться на закрытый WhatsApp-чат для кандидатов в команду Москвы, заполнив форму. Так они всегда будут в курсе наборов на интенсивы, спецкурсы от ЦПМ и иметь доступ к интерактивным онлайн-курсам по подготовке к олимпиаде.

3.Внимательно ознакомьтесь с общими рекомендациями для учеников по подготовке к олимпиаде, которые изложены выше.

4.Если в подготовке к тестовой части ученикам достаточно самодисциплины и мотивации, то в подготовке к сочинению и устной части им не обойтись без обратной связи от преподавателя. Даже пара консультаций с разбором тренировочных сочинений и устных выступлений сильно повысит шансы талантливых учеников на успех.

5.Хорошо работают мозговые штурмы по подбору аргументов к картинкам устной части и темам сочинений. Можно даже на русском проговаривать цепочку аргументов и логику, которую потом ученики должны изложить на испанском с использованием коннекторов и выигрышных формулировок.

6.Для подготовки к устной части важно научить детей считывать проблематику картинок. Увидев олимпиадную картинку, ученики должны быстро называть тему и проблему, которая стоит за изображением.

7.Помогите вашим ученикам создать банк лексики и выигрышных формулировок, которыми они смогут блеснуть на сочинении и на устном выступлении.

8.Важно, чтобы в рамках школьных занятий ученики готовили презентации по различным аспектам лингвострановедения и участвовали в регулярных викторинах на знание истории, географии и культуры испаноязычных стран.

9.Дети очень нуждаются в вашей моральной поддержке накануне важных этапов ВсОШ. Поговорите с ними, выслушайте их переживания, постарайтесь помочь им настроиться на позитивный лад. Если вы видите, что ребёнку нужна помощь психолога, сообщите нам, и мы с удовольствием организуем консультацию с профессионалом из службы психологической поддержки ЦПМ.

По всем вопросам и предложениям пишите на нашу почту espanol.cpm@mail.ru, будем рады ответить.

Удачи!

Подробнее о занятиях ЦПМ по испанскому языку