Детальная, всесторонняя подготовка к региональному этапу олимпиады является залогом успешного выступления на этом важном конкурсе и создаёт прочную базу для дальнейшей работы при подготовке к заключительному этапу.
Из чего состоит региональный этап ВсОШ по истории
Олимпиада состоит из трёх частей: творческий тур, состоящий из двух частей (исторического проекта и исторического эссе), и тестового тура (третья часть).
Исторический проект представляет собой небольшую работу, заключающуюся в анализе представленного составителями заданий исторического источника или комплекса источников.
Историческое эссе — небольшая творческая работа по заданной теме на основе высказываний историков и современников о событиях и явлениях отечественной истории.
Помните, что ни эссе, ни проект не могут быть пересказом школьного или вузовского учебника или какой-либо прочитанной вами литературы. Это ваши собственные мысли и рассуждения на основе исторического источника или в связи с высказыванием о какой-либо исторической проблематике.
На выполнение творческих заданий отводится три астрономических часа. Это время кажется значительным, но чаще всего, те, кто впервые участвует в региональном этапе, не успевают выполнить большую часть проекта или эссе. Иногда некоторые участники сознательно решают посвятить почти всё время только одному виду работы и практически отказываются от другого, но, как показывает практика, такая тактика никогда не приносит успеха. Во-первых, длинная работа не всегда является высококачественной и приносит много баллов. Во-вторых, заведомо теряя практически половину баллов, которые можно получить за выполнение заданий данного тура, участники тем самым практически лишают себя возможности написать высокобалльную работу и получить в принципе больше, чем половину баллов за весь творческий тур. Поэтому очень важно развить в себе навык написания творческих работ за определённое время. Откройте задания прошлых лет и попробуйте выполнить задания творческого тура, затратив на это строго не более трёх часов. Практика поможет вам грамотно распределить время на самой олимпиаде.
Готовясь к выполнению заданий второго (тестового) тура, не следует тратить время на механическое заучивание большого количества фактов в напрасной попытке угадать, о чём же пойдёт речь в заданиях. Надо понимать, что совершенно нормально, увидев задания, не знать с ходу верный ответ. Само задание (текстовые фрагменты, иллюстрации, карты, табличные данные и т.п.) содержит как раз ту информацию, анализируя которую при опоре на базовые знания школьного курса участники могут прийти к верному ответу. При этом задания, как правило, состоят из нескольких элементов. Даже если вы не можете полностью верно выполнить задание, частичное выполнение всё равно принесёт вам баллы, а полный отказ от выполнения задания — это 0 баллов.
Если какое-то задание вызывает сложности и вы осознаёте, что решить его никак не удаётся, не тратьте на это задание чрезмерно много времени, скорее всего, выполнить его вы всё равно не сможете, но потеряете много времени и не успеете вдуматься и решить те задания, которые бы могли решить, если бы у вас на них осталось время.
Формат проведения олимпиады
Региональный этап ВсОШ по истории проводится в два дня в сроки, установленные Министерством просвещения России. В 2023 году олимпиада пройдёт 24 и 25 января.
Время начала олимпиады определяется в соответствии с установленными в субъектах Российской Федерации временными регламентами.
Как подготовиться к региональному этапу
Подготовка к региональному этапу — это не просто заучивание большого количества фактов, а тренировка применять ваши знания и навыки, полученные в рамках изучения школьной программы, к решению заданий, который носят аналитический характер.
Организаторы олимпиады подготовили для вас список рекомендаций по подготовке к региональному этапу.
При подготовке к олимпиаде также советуем использовать архив заданий и решений прошлых лет, опуликованный на нашем сайте.
Рекомендация для учителей
Олимпиада состоит из трёх частей: творческий тур, состоящий из двух частей (исторического проекта и исторического эссе), и тестового тура (третья часть).
Исторический проект представляет собой небольшую работу, заключающуюся в анализе представленного составителями заданий исторического источника или комплекса источников.
Историческое эссе — небольшая творческая работа по заданной теме на основе высказываний историков и современников о событиях и явлениях отечественной истории.
На выполнение творческих заданий отводится три астрономических часа. Это время кажется значительным, но чаще всего, те, кто впервые участвует в региональном этапе, не успевают выполнить большую часть проекта или эссе. Откройте с участником олимпиады задания прошлых лет и организуйте выполнение участником заданий творческого тура, проследив, чтобы он затратил на это строго не более трёх часов. Это поможет вашим ученикам грамотно распределить время на самой олимпиаде.
Ориентируйте участников, что эссе — это самостоятельно рассуждение на основании предложенного высказывания по исторической проблематике. Для написания хорошего эссе участник должен понимать историческую проблематику, чаще всего связанную с определённым периодом истории России.
Участник сам выбирает тему исторического эссе и потому заранее имеет возможность подготовиться к написанию эссе по конкретному историческому периоду. В этой ситуации вы можете проконсультировать его относительного того, какие вопросы чаще всего обсуждаются в литературе в связи с данным историческим периодом. Подскажите участнику несколько ключевых работ, с которыми ему стоит ознакомиться, готовясь к написанию эссе. Посмотрите с ним темы эссе прошлых лет по данному периоду.
Для успешного написания эссе необходимо поставить четыре задачи, которые участник будет рассматривать в своей работе. Часто непонимание того, как поставить задачи, приводит к написанию не самого удачного эссе. Предложите участнику тему прошлых лет и вместе с ним разберите, используя критерии оценивания, как следовало бы ставить задачи при написании эссе. Это поможет ему, когда он будет работать с высказыванием для эссе, на самой олимпиаде.
Объясните участнику, что исторический проект пишется строго на основании предложенного исторического источника. Наиболее распространенная ошибка участников — это пересказ школьного учебника, который им кажется имеющим отношение к теме проекта. Попыток проанализировать источник зачастую вовсе не предпринимается. Обратите внимание ученика на то, что в историческом проекте для них сформулированы конкретные вопросы, на которые невозможно ответить, не вчитавшись в предложенные источники, так как информация для ответа содержится именно в них.
Помогая подготовиться к выполнению заданий второго (тестового) тура, надо объяснить ученикам, что им не следует тратить время на механическое заучивание большого количества фактов. Надо объяснить, что совершенно нормально, увидев задания, не знать верный ответ с ходу. Надо показать, что само задание (текстовые фрагменты, иллюстрации, карты, табличные данные и т.п.) содержит как раз ту информацию, анализируя которую при опоре на базовые знания школьного курса участники могут прийти к верному ответу. Имеет смысл вместе с учениками разобрать задания прошлых лет. Предложите им установить, какая информация в заданиях позволяет дать верные ответы. Нужно показать, что если какое-то задание вызывает у вашего ученика сложности, и он осознает, что выполнить его никак не удаётся, то, скорее всего, это задание у него решить всё равно не получится, но он потеряет много времени и не успеет вдуматься и сделать те задания, которые мог бы решить, если бы у него на них осталось время.
Удачи!
Список полезных ресурсов для подготовки к олимпиаде доступен для скачивания по ссылке.