Детальная, всесторонняя подготовка к региональному этапу олимпиады является залогом успешного выступления на этом важном конкурсе и создаёт прочную базу для дальнейшей работы при подготовке к заключительному этапу.
Ежегодно ЦПМ организует курсы подготовки к различным этапам ВсОШ по итальянскому языку для кандидатов и членов команды Москвы. Для тех, кто по разным причинам не может посещать наши занятия, мы предлагаем рекомендации по подготовке к олимпиадам.
Из чего состоит региональный этап ВсОШ по итальянскому языку
Аудирование — очень важное задание, которое проверяет аудитивные способности участников на основе двух вариантов опросов: vero/falso и выбор из трёх вариантов ответов. Аудитивные навыки формируются сложнее, чем все остальные, поэтому эти задания имеют высокий уровень показателя понимания устной речи в естественном темпе. Максимально за аудирование можно получить 15 баллов.
Лексико-грамматический тест — одно из самых трудных заданий, на которое приходится наибольшее количество ошибок в тестовой части, так как его выполнение требует максимально точных ответов по грамматике и лексике. При подготовке к грамматике необходимо уделить внимание системе глагола и управлению глаголов, формам и употреблению артиклей и предлогов, неправильным формам существительных и прилагательных. Максимально за лексико-грамматический тест можно получить 20 баллов.
Задания по лингвострановедению — это набор вопросов по географии, истории, культуре, литературе, обычаям и традициям Италии. Участнику предлагается выбрать правильный ответ из трёх предложенных. Все вопросы так или иначе взяты из школьных учебников или известных пособий по страноведению. Многие из вопросов предполагают наличие широкого кругозора учащихся, который развивается не только в ходе изучения итальянского языка, но и истории, географии, зарубежная литературы. Некоторые вопросы по страноведению кажутся очень простыми, но большинство требует серьёзной подготовки, в процессе которой необходимо уделить особое внимание тому, чем жила и живёт страна изучаемого языка. Максимально за задание по страноведению можно получить 10 баллов.
Чтение призвано проверить, насколько участники умеют читать текст определённого объёма и понимать его содержание. Для этого им предлагается ответить на пять вопросов vero/falso к первому тексту и на пять вопросов на множественный выбор ко второму тексту. Обычно это самое понятное задание, не вызывающее особых трудностей. Максимально за чтение можно получить 15 баллов.
Письменное творческое задание предполагает написание эссе на предложенную тему и является вторым по сложности заданием после лексико-грамматического теста. Иногда в качестве задания участники получают высказывание какого-либо известного человека, либо пословицу или поговорку. Главным является, конечно, содержание такого эссе, то, что участник может сказать на заданную тему. Объём сочинения является важной объективной составляющей этого задания: необходимо изложить свои мысли в рамках указанного количества слов. Если нет нужного объёма, то сочинение вообще не подлежит проверке. Если оно сильно превышает указанный объём, оно проверяется не целиком и не может представлять из себя законченную работу. Оценивается также логическое построение текста (наличие вступления, основной части и заключения) и качество его языкового оформления (орфография, грамматика и лексика). Кроме того, не надо забывать, что в тексте творческого задания должны содержаться моменты, отражающие личностные позиции автора, его отношение к предмету.
Устная часть олимпиады по итальянскому языку представляет собой монолог на 3 минуты на заданную тему. На подготовку отводится 1 минута, в это время можно делать пометки, записать план ответа. Монолог — это задание, наиболее ярко показывающее умение выступающего логично и грамотно излагать свою точку зрения и аргументировать её.
Формат проведения олимпиады
Региональный этап ВсОШ по итальянскому языку проводится в два дня в сроки, установленные Министерством просвещения России. В 2023 году олимпиада пройдёт 17 и 18 января.
Время начала олимпиады определяется в соответствии с установленными в субъектах Российской Федерации временными регламентами.
В первый день проводятся конкурсы, выполняемые в письменной форме. Второй день запланирован для проведения конкурса устной речи.
Как подготовиться к региональному этапу
При подготовке к олимпиаде советуем использовать архив заданий и решений прошлых лет, опуликованный на нашем сайте.
К конкурсу аудирования и чтения можно готовиться, используя материалы CILS, PLIDA, CELI, которые помогут также и в подготовке к части письменного творческого задания и лексико-грамматического теста, там есть задания подобного формата.
Для подготовки к устной части полезно найти единомышленника, наговаривать друг другу монологи на выбранные темы и проверять друг друга, стараясь выдерживать формат — 3 минуты на ответ.
Особую сложность представляет собой подготовка к лингвострановедению. К этой части лучше всего готовиться по линейке учебников Н.С. Дорофеевой, Г.А. Красовой «Итальянский язык: второй иностранный язык» для 8–11 классов.
Совет, который можно дать для подготовки к олимпиаде по итальянскому языку, — больше читать про Италию, её традиции, быт и культуру, смотреть фильмы на итальянском языке, открывать итальянские газеты и журналы и размышлять над тем, что вы видите, слышите и читаете. Кроме того, рекомендуем пользоваться специальными пособиями на традиционных носителях и Интернет-ресурсами. Там вы найдете информацию, как нужно готовиться к пониманию письменных текстов, аудированию и написанию сочинений-эссе разного уровня.
Активно занимайтесь итальянским языком, изучайте итальянскую культуру, знакомьтесь с удивительной Италией и участвуйте во Всероссийской олимпиаде школьников по итальянскому языку!
И самая главная рекомендация: внимательно читайте текст олимпиадных заданий!
Рекомендации для учителей
При подготовке к олимпиаде советуем использовать архив заданий и решений прошлых лет, опуликованный на нашем сайте. Они помогут ребятам понять, чего можно ждать на олимпиаде.
Для успешной подготовки ребят необходимо расширять и углублять грамматические знания, словарный запас, знания сочетаемости лексики, идиоматических выражений и фразовых глаголов и т.д. до уровня С1. В этом помогут вам помогут материалы для подготовки к международным экзаменам CILS, PLIDA, CELI.
Особую сложность представляет подготовка к лингвострановедению. Если подготовка ребят ведется в объёме школы, можно подключить своих коллег, учителей литературы, истории, географии и МХК. Здесь не требуется глобальных знаний по всем этим предметам. Главное, что должны знать участники олимпиады: основные характеристики Италии, географические и исторические события, художники, архитекторы, композиторы, писатели, поэты (их произведения и герои с очень кратким изложением), итальянские политические деятели, сыгравшие решающую роль в важных событиях страны; знаменитые дворцы, парки, музеи, театры, архитектурные сооружения, построенные итальянцами в России; учёные и изобретатели, путешественники и первооткрыватели.
Удачи!
Список рекомендованной литературы:
- Н.С. Дорофеева, Г.А. Красова. Итальянский язык: второй иностранный язык: 5-9 классы: Программа. М., Вентана-Граф, 2020
- Н.С. Дорофеева, Г.А. Красова. Итальянский язык: второй иностранный язык: 10-11 классы: Программа. М., Вентана-Граф, 2020
- Г. А. Красова, Н.В. Касаткина, С. С. Прокопович. Обо всем понемногу. М., Филоматис, 2013
- Томмазо Буэно. Современный итальянский. Практикум по грамматике. М., АСТ- Астрель, 2015
- Томмазо Буэно. Говорим по-итальянски. М., Астрель, 2015
- Томмазо Буэно. Универсальный учебник для изучающих итальянский язык. М., Издательство АСТ, 2019
- Л. И. Грейзбард. Основы итальянского языка. М., Филоматис, 2019
- Горячкин А.Р. Итальянский глагол Система Индикатива и кондиционала. М., Филоматис, 2019 (за исключением раздела «Дополнительный материал»)
- Олимпиадные задания муниципальных и региональных этапов разных лет и регионов
- Сборники тестов для подготовки к международным экзаменам форматов CILS, PLIDA, CELI
Полезные Интернет-ресурсы: