Рекомендации по подготовке к региональному этапу ВсОШ по литературе

Тренеры сборной команды Москвы по литературе подготовили рекомендации и список полезных ресурсов для участников регионального этапа ВсОШ и их наставников.


Детальная, всесторонняя подготовка к региональному этапу олимпиады является залогом успешного выступления на этом важном конкурсе и создаёт прочную базу для дальнейшей работы при подготовке к заключительному этапу. 

Ежегодно ЦПМ организует курсы подготовки к различным этапам ВсОШ по литературе не только для кандидатов и членов команды Москвы, но и для всех желающих и интересующихся предметом, нацеленных на победу в интеллектуальных соревнованиях. Для тех, кто по разным причинам не может посещать наши занятия, мы предлагаем рекомендации по подготовке к олимпиадам.

Из чего состоит региональный этап ВсОШ по литературе

Оснонвые форматы заданий на региональном этапе олимпиады по литературе:

  • «угадайка» (проверяет литературную эрудицию и читательский опыт);
  • целостный анализ текста;
  • творческое задание, связанное с различными жанрами олимпиадной работы (эссе, рецензия, фрагмент литературной энциклопедической статьи, журналистский очерк, сравнительный анализ текстов).

Формат проведения олимпиады

Региональный этап ВсОШ по литературе проводится в сроки, установленные Министерством просвещения России. В 2023 году олимпиада пройдёт 21 февраля.

Время начала олимпиады определяется в соответствии с установленными в субъектах Российской Федерации временными регламентами.

Как подготовиться к региональному этапу

Самый простой и эффективный путь подготовки — работа с заданиями прошлых лет. Знание формата регионального этапа ­­— залог успешного выступления на олимпиаде. При подготовке к олимпиаде советуем использовать архив заданий и решений прошлых лет, опуликованный на нашем сайте.

При подготовке следует:

— правильно распределить время, чтобы охватить и запомнить необходимый теоретический материал;

— повторить необходимую теорию, вспомнить все важные термины и понятия теории литературы, основные вехи истории русской и зарубежной литературы;

— освоить пути и методы анализа стихотворного и прозаического текстов (особое внимание уделить комплексному и целостному анализу текста);

— проработать основные форматы заданий (перечислены выше);

— прорешать задания прошлых лет;

— помнить, что олимпиада — это не экзамен, а интеллектуальное соревнование, в котором важны и знания, и воля к победе, и умения сосредоточиться, не растеряться в стрессовой ситуации.

Необходимые для успешной подготовки материалы можно найти на сайте «Школа Юного филолога», где есть список необходимой литературы, задания регионального и заключительного этапов прошлых лет, работы победителей и призёров.

Рекомендуем также принять участие в интенсиве по подготовке к олимпиаде на базе ЦПМ в январе–феврале. Чтобы своевременно получать актуальную информацию, приглашаем вас присоединиться к группе во «ВКонтакте» и каналу в Telegram.

Рекомендации для учителей

Региональный этап значительно сложнее муниципального, поэтому без специальной подготовки ребятам труднее справиться с заданиями. Чтобы пройти на заключительный этап, нужна систематизация имеющихся знаний и дополнительные знания вне школьной программы.

Для успешного выступления на региональном этапе важно не только наличие теоретической и практической базы, но и владение навыками анализа текста, систематизация материала, творческий подход.

Нужно помочь участникам:

— правильно распределить время, чтобы охватить и запомнить необходимый теоретический материал;

— повторить необходимую теорию, вспомнить все важные термины и понятия теории литературы;

— разобрать основные форматы заданий («угадайку» проверяющую эрудицию и читательский опыт; целостный анализ текста; творческое задание);

— проработать задания региональных этапов прошлых лет;

— разобрать примеры творческих заданий, связанных с различными жанрами олимпиадного сочинения (эссе, рецензия, фрагмент литературной энциклопедической статьи, журналистский очерк, сравнительный анализ текстов);

— проработать задания устного тура заключительного этапа, что может быть полезно в плане развития устной и письменной речи;

— обратить внимание участников на основные ошибки и посоветовать, как их избежать;

— правильно настроить участника, напомнив, что олимпиада — это не экзамен, а интеллектуальное соревнование, в котором важны и знания, и воля к победе, и умения сосредоточиться, не растеряться в стрессовой ситуации.

Для успешной подготовки следует направить участников на сайт «Школа Юного филолога», где есть список необходимой литературы, задания регионального и заключительного этапов прошлых лет, работы победителей и призёров.

Необходимо посоветовать школьникам принять участие в интенсиве по подготовке к олимпиаде на базе ЦПМ в январе–феврале.

Удачи!


Список полезных ресурсов для подготовки к олимпиаде ищите на странице «Школа Юного филолога» по ссылке.

Подробнее о занятиях ЦПМ по литературе