Рекомендации по подготовке к региональному этапу ВсОШ по немецкому языку

Тренеры сборной команды Москвы по немецкому языку подготовили рекомендации и список полезных ресурсов для участников регионального этапа ВсОШ и их наставников.


Детальная, всесторонняя подготовка к региональному этапу олимпиады является залогом успешного выступления на этом важном конкурсе и создаёт прочную базу для дальнейшей работы при подготовке к заключительному этапу.

Ежегодно ЦПМ организует курсы подготовки к различным этапам ВсОШ по немецкому языку не только для кандидатов и членов команды Москвы, но и для всех желающих и интересующихся немецким языком, нацеленных на победу в интеллектуальных соревнованиях. Для тех, кто по разным причинам не может посещать наши занятия, мы предлагаем рекомендации по подготовке к олимпиадам.

Из чего состоит региональный этап ВсОШ по немецкому языку

Всероссийская олимпиада школьников по немецкому языку имеет давно сложившийся формат. Комплект олимпиадных заданий на каждом этапе состоит из шести разделов:

  • чтение;
  • аудирование;
  • лексика и грамматика;
  • страноведение;
  • письмо;
  • устная речь.

Задания олимпиады основаны на содержании образовательных программ основного и среднего общего образования углублённого уровня и соответствующей направленности (профиля).

Конкурс по устной речи для учеников 9–11 классов представляет собой взаимодействие участников в группе из 3–4 (максимум 5) человек по предложенной теме в формате ток-шоу. На подготовку презентации у участников есть до 60 минут, на саму презентацию группе даётся 1012 минут. Участники устного тура не остаются один на один с темой, они получают подробное описание задания, рекомендации по участникам ток-шоу, вопросам подготовки и представления самой презентации, а также критерии оценивания данного творческого задания.

На что обращают внимание члены жюри при оценивании результатов работы группы и индивидуальных результатов каждого участника:

  1. Работа группы оценивается по двум критериям: содержание и работа в команде/ взаимодействие (максимальное количество баллов — 10).
  2. Индивидуальные ответы каждого участника оцениваются по пяти критериям (максимальное количество баллов — 15):
    • убедительность, наглядность изложения;
    • выразительность, артистизм;
    • лексическое оформление речи;
    • грамматическое оформление речи;
    • произношение.

Баллы каждого участника являются суммой оценки результата группы и оценки индивидуального результата участника. Итого максимально 25 баллов за весь раздел.

Наряду с конкурсом по устной речи наиболее сложными для участников олимпиады являются также разделы «Лексика и грамматика», «Письменная речь» и «Страноведение».

В лексико-грамматическом задании традиционно предлагается заполнить двадцать про­пус­ков в оригинальном тексте. Часть пропусков маркирована цифрами (от 1 до 11), в них нужно подобрать слова, подходящие по смыслу, из предложенных после текста вариантов и поставить их в правильной грамматической форме. Слов для выбора на 8 больше, чем пропусков. Вторая часть пропусков маркирована латинскими буквами (от А до I), в них нужно самостоятельно подобрать пропущенное слово в правильной грамматической форме. Объём текста 500–520  слов.

Письменная речь проверяется через написание середины истории/рассказа. Это задание является, пожалуй, самым сложным. Участники получают заготовку рассказа из первого и последнего абзаца. Они должны сами «досочинять» середину и потом озаглавить своё произведение. Главным условием является требование, чтобы учащийся составил законченную историю объёмом около 300 слов. При этом оценивается как решение коммуникативной задачи, так и языковое оформление текста. Письменное творческое задание оценивается по специальным критериям, разработанным центральной предметно-методической комиссией.

Этот раздел обычно трудно дается участникам олимпиады. Во-первых, потому что учащиеся зачастую не очень внимательно читают задание, упускают главное в уже заданных параметрах (рамках) повествования. Во-вторых, потому что учащиеся часто уходят в так называемый «топик» и пишут всё, что помнят по похожей тематике. Текст, написанный учащимся, не должен быть сухим, не должен содержать аргументации «за» и «против», не должен выражать чьё-либо мнение. Это должно быть увлекательное повествование, отвечающее жанру и стилю, заложенному в первом и последнем абзаце задания.

Тематика заданий по разделу «Страноведение» на ВсОШ по немецкому языку ежегодно меняется. В этом учебном объявлены следующие темы:

  • биография и культурно-исторические изыскания Генриха Шлимана, немецкого предпринимателя и археолога, основоположника полевой археологии;
  • биография и творчество Франца Йозефа Гайдна, австрийского композитора, представителя Венской классической школы, одного из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.

Формат проведения олимпиады

Региональный этап ВсОШ по немецкому языку проводится в два дня в сроки, установленные Министерством просвещения России. В 2023 году олимпиада пройдёт 13 и 14 января.

Время начала олимпиады определяется в соответствии с установленными в субъектах Российской Федерации временными регламентами.

Как подготовиться к региональному этапу

При подготовке к олимпиаде советуем использовать архив заданий и решений прошлых лет, опуликованный на нашем сайте.

Для самостоятельной подготовки рекомендуем онлайн-курсы на платформе «Курситет»:

Советуем также обратить внимание на пособия издательства МЦНМО из серии Dein Weg zum Erfolg. Это — сборники тренировочных заданий для подготовки к ВсОШ по разделам«Лексика и грамматика» (Каплина О.В. и др.) и «Аудирование» (Гётель Е.И.).

Удачи!


Список рекомендованной литературы:

  1. О.А. Радченко и др. «Пять колец. Немецкий язык». Часть 1, Просвещение, Москва, 2008
  2. О.А. Радченко и др. «Пять колец. Немецкий язык».  Часть 2, Просвещение, Москва, 2009
  3. О.А. Радченко и др. «Пять колец. Немецкий язык». Часть 3, Просвещение, Москва, 2011
  4. О.А. Радченко и др. «Пять колец. Немецкий язык». Часть 4, Просвещение, Москва, 2013
  5. О.В. Каплина, А.А. Королева, М.А. Фомина, В.В. Лавриков, Dein Weg zum Erfolg, Сборник тренировочных заданий для подготовки к всероссийской олимпиаде по немецкому языку. Раздел «Лексика и грамматика». М.:МЦНМО, 2018
  6. Е.И. Гётель, Dein Weg zum Erfolg, Сборник тренировочных заданий для подготовки к всероссийской олимпиаде по немецкому языку. Раздел «Аудирование». М.:МЦНМО, 2020
  7. Т. Б. Геращенко, Д.К. Бартош, Н.В. Демидова «Грамматика немецкого языка. Теория. Упражнения. Ключи. Москва, «Просвещение», 2011
  8. Eelyn Frey, Fit fürs Goethe-Zertifikat B2, Prüfungstrainer, 2007 Hueber Verlag
  9. Gabi Baier und Roland Dietrich, Prüfungstrainer, Goethe-Zertifikat B2, 2007 Cornelsen
  10. Z. Csörgö, E. Malyata, Cs. Karaszi, B2 – Tests Zur Vorbereitung auf die ÖSD-Prüfung, Mittelstufe Deutsch (С1) und auf das Goethe-Zertifikat B2, 2011, Klett
  11. Sabine Dinsel, Schwache Verben, Regelmäßige Verben des Deutschen zum Üben und nachschlagen, Max Hueber Verlag, 2008
  12. Monika Reimann, Starke Verben, Unregelmäßige Verben des Deutschen zum Üben und Nachschlagen, Max Hueber Verlag, 2007
  13. Lilli Marlen Brill, Marion Techmer, Großes Übungsbuch, Wortschatz, Max Hueber Verlag, 2007
  14. Christian Stang, Die neue Rechtschreibung. Alle Regeln zum Lernen und Nachschlagen, Langenscheidt, 2006
  15. Elke Gerr, 4000 Sprichwörter und Zitate. Für jeden passenden Anlass die passenden Worte, Langenscheidt, 2001
  16. Michaela Perlmann-Balme, Susanne  Schwalb, Magdalena Matussek, SICHER! Deutsch als Fremdsprache, Kursbuch, Hueber Verlag, München, Deutschland, 2016
  17. Journal für junge Deutschlerner Vitamin de. Herausgeber Verein „vitamin de.de e. v.“, Berlin, nichtkommerzielle Partnerschaft „Verlag Press.de, Omsk (für Russland), Goethe Institut Russland
  18. Журнал WarumDarum, МАВИ-Групп, МСНК-Пресс, Москва

Подробнее о занятиях ЦПМ по немецкому языку