Детальная, всесторонняя подготовка к региональному этапу олимпиады является залогом успешного выступления на этом важном конкурсе и создаёт прочную базу для дальнейшей работы при подготовке к заключительному этапу.
Ежегодно ЦПМ организует курсы подготовки к различным этапам ВсОШ по немецкому языку не только для кандидатов и членов команды Москвы, но и для всех желающих и интересующихся немецким языком, нацеленных на победу в интеллектуальных соревнованиях. Для тех, кто по разным причинам не может посещать наши занятия, мы предлагаем рекомендации по подготовке к олимпиадам.
Из чего состоит региональный этап ВсОШ по немецкому языку
Всероссийская олимпиада школьников по немецкому языку имеет давно сложившийся формат. Комплект олимпиадных заданий на каждом этапе состоит из шести разделов:
- чтение;
- аудирование;
- лексика и грамматика;
- страноведение;
- письмо;
- устная речь.
Задания олимпиады основаны на содержании образовательных программ основного и среднего общего образования углублённого уровня и соответствующей направленности (профиля).
Конкурс по устной речи для учеников 9–11 классов представляет собой взаимодействие участников в группе из 3–4 (максимум 5) человек по предложенной теме в формате ток-шоу. На подготовку презентации у участников есть до 60 минут, на саму презентацию группе даётся 10–12 минут. Участники устного тура не остаются один на один с темой, они получают подробное описание задания, рекомендации по участникам ток-шоу, вопросам подготовки и представления самой презентации, а также критерии оценивания данного творческого задания.
На что обращают внимание члены жюри при оценивании результатов работы группы и индивидуальных результатов каждого участника:
- Работа группы оценивается по двум критериям: содержание и работа в команде/ взаимодействие (максимальное количество баллов — 10).
- Индивидуальные ответы каждого участника оцениваются по пяти критериям (максимальное количество баллов — 15):
- убедительность, наглядность изложения;
- выразительность, артистизм;
- лексическое оформление речи;
- грамматическое оформление речи;
- произношение.
Баллы каждого участника являются суммой оценки результата группы и оценки индивидуального результата участника. Итого максимально 25 баллов за весь раздел.
Наряду с конкурсом по устной речи наиболее сложными для участников олимпиады являются также разделы «Лексика и грамматика», «Письменная речь» и «Страноведение».
В лексико-грамматическом задании традиционно предлагается заполнить двадцать пропусков в оригинальном тексте. Часть пропусков маркирована цифрами (от 1 до 11), в них нужно подобрать слова, подходящие по смыслу, из предложенных после текста вариантов и поставить их в правильной грамматической форме. Слов для выбора на 8 больше, чем пропусков. Вторая часть пропусков маркирована латинскими буквами (от А до I), в них нужно самостоятельно подобрать пропущенное слово в правильной грамматической форме. Объём текста 500–520 слов.
Письменная речь проверяется через написание середины истории/рассказа. Это задание является, пожалуй, самым сложным. Участники получают заготовку рассказа из первого и последнего абзаца. Они должны сами «досочинять» середину и потом озаглавить своё произведение. Главным условием является требование, чтобы учащийся составил законченную историю объёмом около 300 слов. При этом оценивается как решение коммуникативной задачи, так и языковое оформление текста. Письменное творческое задание оценивается по специальным критериям, разработанным центральной предметно-методической комиссией.
Этот раздел обычно трудно дается участникам олимпиады. Во-первых, потому что учащиеся зачастую не очень внимательно читают задание, упускают главное в уже заданных параметрах (рамках) повествования. Во-вторых, потому что учащиеся часто уходят в так называемый «топик» и пишут всё, что помнят по похожей тематике. Текст, написанный учащимся, не должен быть сухим, не должен содержать аргументации «за» и «против», не должен выражать чьё-либо мнение. Это должно быть увлекательное повествование, отвечающее жанру и стилю, заложенному в первом и последнем абзаце задания.
Тематика заданий по разделу «Страноведение» на ВсОШ по немецкому языку ежегодно меняется. В этом учебном объявлены следующие темы:
- биография и культурно-исторические изыскания Генриха Шлимана, немецкого предпринимателя и археолога, основоположника полевой археологии;
- биография и творчество Франца Йозефа Гайдна, австрийского композитора, представителя Венской классической школы, одного из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.
Формат проведения олимпиады
Региональный этап ВсОШ по немецкому языку проводится в два дня в сроки, установленные Министерством просвещения России. В 2023 году олимпиада пройдёт 13 и 14 января.
Время начала олимпиады определяется в соответствии с установленными в субъектах Российской Федерации временными регламентами.
Как подготовиться к региональному этапу
При подготовке к олимпиаде советуем использовать архив заданий и решений прошлых лет, опуликованный на нашем сайте.
Для самостоятельной подготовки рекомендуем онлайн-курсы на платформе «Курситет»:
- подготовка к разделам «Лексика и грамматика» и Письмо»;
- подготовка к разделу «Страноведение» по теме «Йозеф Гайдн. Жизнь и творчество».
Советуем также обратить внимание на пособия издательства МЦНМО из серии Dein Weg zum Erfolg. Это — сборники тренировочных заданий для подготовки к ВсОШ по разделам: «Лексика и грамматика» (Каплина О.В. и др.) и «Аудирование» (Гётель Е.И.).
Удачи!
Список рекомендованной литературы:
- О.А. Радченко и др. «Пять колец. Немецкий язык». Часть 1, Просвещение, Москва, 2008
- О.А. Радченко и др. «Пять колец. Немецкий язык». Часть 2, Просвещение, Москва, 2009
- О.А. Радченко и др. «Пять колец. Немецкий язык». Часть 3, Просвещение, Москва, 2011
- О.А. Радченко и др. «Пять колец. Немецкий язык». Часть 4, Просвещение, Москва, 2013
- О.В. Каплина, А.А. Королева, М.А. Фомина, В.В. Лавриков, Dein Weg zum Erfolg, Сборник тренировочных заданий для подготовки к всероссийской олимпиаде по немецкому языку. Раздел «Лексика и грамматика». М.:МЦНМО, 2018
- Е.И. Гётель, Dein Weg zum Erfolg, Сборник тренировочных заданий для подготовки к всероссийской олимпиаде по немецкому языку. Раздел «Аудирование». М.:МЦНМО, 2020
- Т. Б. Геращенко, Д.К. Бартош, Н.В. Демидова «Грамматика немецкого языка. Теория. Упражнения. Ключи. Москва, «Просвещение», 2011
- Eelyn Frey, Fit fürs Goethe-Zertifikat B2, Prüfungstrainer, 2007 Hueber Verlag
- Gabi Baier und Roland Dietrich, Prüfungstrainer, Goethe-Zertifikat B2, 2007 Cornelsen
- Z. Csörgö, E. Malyata, Cs. Karaszi, B2 – Tests Zur Vorbereitung auf die ÖSD-Prüfung, Mittelstufe Deutsch (С1) und auf das Goethe-Zertifikat B2, 2011, Klett
- Sabine Dinsel, Schwache Verben, Regelmäßige Verben des Deutschen zum Üben und nachschlagen, Max Hueber Verlag, 2008
- Monika Reimann, Starke Verben, Unregelmäßige Verben des Deutschen zum Üben und Nachschlagen, Max Hueber Verlag, 2007
- Lilli Marlen Brill, Marion Techmer, Großes Übungsbuch, Wortschatz, Max Hueber Verlag, 2007
- Christian Stang, Die neue Rechtschreibung. Alle Regeln zum Lernen und Nachschlagen, Langenscheidt, 2006
- Elke Gerr, 4000 Sprichwörter und Zitate. Für jeden passenden Anlass die passenden Worte, Langenscheidt, 2001
- Michaela Perlmann-Balme, Susanne Schwalb, Magdalena Matussek, SICHER! Deutsch als Fremdsprache, Kursbuch, Hueber Verlag, München, Deutschland, 2016
- Journal für junge Deutschlerner Vitamin de. Herausgeber Verein „vitamin de.de e. v.“, Berlin, nichtkommerzielle Partnerschaft „Verlag Press.de, Omsk (für Russland), Goethe Institut Russland
- Журнал WarumDarum, МАВИ-Групп, МСНК-Пресс, Москва