Рекомендации по подготовке к региональному этапу ВсОШ по обществознанию

Тренеры сборной команды Москвы по обществознанию подготовили рекомендации и список полезных ресурсов для участников регионального этапа ВсОШ и их наставников.


Детальная, всесторонняя подготовка к региональному этапу олимпиады является залогом успешного выступления на этом важном конкурсе и создаёт прочную базу для дальнейшей работы при подготовке к заключительному этапу. 

Подготовка к региональному этапу — это не просто заучивание большого количества фактов и содержания научных теорий, а умение применять знания, полученные в рамках глубокого изучения школьной программы, к решению заданий, который носят аналитический характер.

Из чего состоит региональный этап ВсОШ по обществознанию

Первый тур олимпиады включает в себя задания творческого характера, требующие написания развёрнутого ответа. Второй тур — различные задачи по отдельным обществоведческим дисциплинам, требующие, как правило, краткого и точного ответа.

В первом туре участникам предлагается критический разбор текста, а также задание на анализ социальной реальности с применением обществоведческих знаний (анализ социального проекта, историко-социальной ситуации и т.п.). Оба эти задания потребуют от вас продемонстрировать комплексные обществоведческие знания, понимание различных сторон социальной действительности и, что очень важно, их взаимосвязь. При выполнении критического анализа текста, стоит обратить внимание на понимание логики авторского изложения, сущность авторской аргументации. Только ясно поняв, в чём суть авторских тезисов и аргументов, которые авторы приводит в их обоснование, вы сможете убедительно обосновать возможные возражения или дополнительные аргументы в их поддержку, а также привести соответствующие теоретические обоснования и примеры.

У вас будет на выполнение заданий творческого тура 3,5 часа. Этого времени достаточно, чтобы вы, прежде чем приступить к написанию ответа, убедились, что детально разобрались в авторской аргументации. Возможно, вам будет удобнее работать с текстом после того, как вы составите план авторского текста. При разработке критической контраргументации полезно помнить, что авторский текст написан с точки зрения определённой общественной науки, но взгляд на ту же проблематику с точки зрения другой науки может подсказать вам сильные контраргументы. Не старайтесь просто пересказывать различные обществоведческие теории, не убедившись, что эти доводы аргументируют или контраргументируют авторскую позицию. Часто участники ограничиваются достаточно пространным изложением изученных ими научных теорий и взглядов, не показывая, как эти положения подтверждают или опровергают позицию автора текста, предложенного в задании для критического анализа.

При выполнении задания, связанного с анализом социальной реальности, помните о необходимости оставаться в рамках научных подходов. Анализируя социальный проект, старайтесь не предлагать заведомо невыполнимые социальные меры. Критически оценивайте любой тезис и любую предлагаемую меру, старайтесь выявить их сильные и слабые стороны. Вам может потребоваться применение базовых знаний отечественной и всеобщей истории, истории мировой художественной культуры для построения сильной аргументации.

При выполнении заданий второго тура имейте в виду, что эти задания зачастую связаны с той или иной обществоведческой дисциплиной. Советуем вам в первую очередь выполнять задания, требующие хорошего уровня подготовки именно в той области, которая даётся вам лучше всего. Если задание вызывает сложности (например, экономические задачи), и вы осознаете, что решить его никак не удаётся, не стоит тратить на это задание чрезмерно много времени. Скорее всего, это задание у вас выполнить всё равно не получится, но вы потеряете много времени и не успеете вдуматься и решить те задания, которые бы могли выполнить, если бы на них осталось время.

Особое место в заданиях второго тура занимает работа с ключевыми обществоведческими понятиями. Готовясь к олимпиаде, проверьте себя, знаете ли вы смысл тех терминов, которые встречаются в учебниках обществознания.

В целом убедитесь, что вы владеете основами базового курса обществознания. Часто участники испытывают затруднения при выполнении заданий, так как не изучили в достаточной степени базовый курс в объёме школьной программы. При этом такие участники потратили время на получение узких специализированных знаний в той или иной области обществознания, которые им на олимпиаде не пригодились.

Формат проведения олимпиады

Региональный этап ВсОШ по обществознанию проводится в два дня в сроки, установленные Министерством просвещения России. В 2023 году олимпиада пройдёт 3 и 4 февраля.

Время начала олимпиады определяется в соответствии с установленными в субъектах Российской Федерации временными регламентами.

Как подготовиться к региональному этапу

При подготовке к олимпиаде советуем использовать архив заданий и решений прошлых лет, опуликованный на нашем сайте.

Список полезных ресурсов для подготовки к олимпиаде доступен для скачивания по ссылке.

Рекомендации для учителей

Как показывает опыт проверки работ участников регионального этапа ВсОШ по обществознанию, затруднения, с которыми встречаются участники, можно разделить на три основных группы:

  • затруднения, вызванные пренебрежение базовыми основами курса обществознания, что ведёт к потере баллов при выполнении заданий второго тура;
  • затруднения, вызванные неумением проанализировать предложенный авторский текст, выделить суть авторской аугментации и, соответственно, подобрать соответствующие контраргументы;
  • затруднения, возникающие при решении заданий, связанных с анализом социальной ситуации/проблемы, — фантазирование, подмена обществознания расхожими бытовыми суждениями, предложение заведомо неисполнимых социальных мер и решений.

При подготовке к олимпиаде, обязательно поговорите с учениками о том, как избежать каждого вида ошибок.

Проверьте знания ими всех базовых основ курса обществознания. Для этого можно использовать «Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО и элементов содержания для проведения ЕГЭ по обществознанию» и «Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО и элементов содержания для проведения ОГЭ по обществознанию». Обязательно предложите ученикам решить несколько комплектов заданий второго тура регионального этапа ВсОШ по обществознанию прошлых лет. При необходимости разберите эти задания вместе с ними. Ориентируйте их на выполнение в первую очередь заданий, которые даются им легче всего. Это гарантирует им получение некоторого количества баллов на втором туре и поможет чувствовать себя спокойнее и увереннее при выполнении заданий.. 

При подготовке учеников к выполнению заданий первого тура олимпиады обратите внимание, что в 2020/21 учебном году первый тур проводился в сокращенном виде: он включал в себя только критический анализ текста без анализа социальной ситуации (проекта). Поэтому необходимо обязательно посмотреть, как выглядели задания первого тура в 2021/22 учебном году, а также в предшествующие несколько лет. Разберите с учащимися несколько текстов, предлагавшихся для критического анализа. Учите их вычленять авторские аргументы, видеть их взаимосвязь. Советуйте им избегать избыточного пересказа различных социальных теорий, которые сами по себе не выступают контраргументами позиции автора текста.

При подготовке учащихся к выполнению задания, связанного с анализом социальной реальности (анализу социального проекта, историко-культурной ситуации и т.п.), обращайте их внимание на необходимость оценивать возможные разнообразные последствия предлагаемых ими социальных мер, воздерживаться от выдвижения заведомо невыполнимых предложений. При разработке аргументации может быть полезно опираться на знания, полученные в ходе изучения истории, литературы, мировой художественной культуры.

Удачи!


Список полезных ресурсов для подготовки к олимпиаде доступен для скачивания по ссылке.

Подробнее о занятиях ЦПМ по обществознанию