Почти как дома: каково провести всю старшую школу вместе со ВсОШ

Для некоторых Всероссийская олимпиада, как для автора статьи, становится единственным и незабываемым событием, где ты либо пан, либо пропал. Но многие находятся с 9, а то и 8 класса в олимпиадной среде, а к 11 становятся мастодонтами олимпиадного движения. Мы поговорили с девочками, которые уже третий год едут на ВсОШ по литературе, и узнали о море, литературе, самоподготовке и особой атмосфере этой олимпиады.

Анастасия Белякова

О знакомстве с олимпиадой

Анастасия Белякова, 11 класс: О всероссе я узнала довольно рано, кажется, в седьмом классе. В моей школе училась девочка, которая несколько раз брала всеросс по литературе. Её фотографию и поздравления от директора тогда повесили в холле, мне показалось, что это просто недосягаемая высота — не то, что взять всеросс, но просто пройти на него. Я тогда ещё не знала, что призёрство/победа дают при поступлении, но просто стояла и думала: «Вау, хочу быть такой». Вот выросла и, честно говоря, до сих пор так думаю.

Полина Родионова, 11 класс: В восьмом классе меня взяла учительница по русскому, сказала что-то вроде: «Полин, ну ты же умная, попробуй» — и дала олимпиадные задания. А потом я втянулась. Поняла, что олимпиады мне нравятся, потому что это одновременно спорт, азартные игры и куча интересного материала.

Мариам Обридко, 11 класс: Я узнала про олимпиады, когда перешла в пятый класс. Тогда же начала ходить на муниципальные этапы, писать Московскую филологическую олимпиаду.

Виктория Яровая, 11 класс: Я узнала о всероссе случайно. Конечно, в школе писали что-то по типу «Русского медвежонка» и прочих радостей юного филолога, но по-настоящему всё случилось после случайного прохода на регион: подготовка, дух команды, сами люди, интересные и абсолютно не от мира сего — серьёзно, вы таких нигде не найдёте, — увлекли меня. Да и сам предмет не похож на остальные, потому что литература это: во-первых, очень лиричное, во-вторых, очень свободное.

О начале пути

Анастасия: Начало было ужасно хаотичным. Я думала, что литература — не мой предмет, поэтому больше времени уделяла русскому. А потом в конце восьмого класса решила съездить на выездную именно по литературе, потому что подумала, что с русским у меня и так всё хорошо, а литературу стоит подтянуть. Получилось так, что эта выездная во многом определила меня и моё олимпиадное будущее. Я решила сфокусироваться на литературе. С любой выездной всегда приезжаешь с огромным списком для чтения, там и научка, и художественная литература. Я приехала и принялась заглатывать все эти книжки, вероятно, половины слов не понимая. Тогда же чуть ли не залпом посмотрела все сезоны «Русской литературы 20-ого века» на «Арзамасе». В общем, нахватала с верхушек, это мне потом только навредило, потому что никакой четкой траектории у меня не было, в голове всё либо не укладывалось, либо перемешивалось так сильно, что ничего с этими знаниями ты сделать не можешь. Потом уже села, поняла, что так дела не делаются — расписала всё по пунктам и старалась быть максимально адекватной, соизмерять свои силы с размером информации.

Вначале мне очень помогли индивидуальные занятия. Во-первых, они дают тебе практику. Невозможно сесть и написать хорошо, владея только теорией. И очень важно, что твои работы проверяет другой человек, который может тебя объективно оценить. А во-вторых, на индивидуальных занятиях ты можешь следовать своему темпу, задавать любые вопросы. Это очень важно, потому что сперва ты не чувствуешь себя достаточно уверенно, чтобы поддержать дискуссию на групповых занятиях, например, а индивидуальные как раз дают тебе возможность раскрыться или без страха уточнить что-то у преподавателя. Главное — это не бояться препода, понимать, что ему важны твои успех.

Полина: Начинала готовиться в школьном кружке из четырёх человек, потом впервые поехала в Голицыно (база для сборов московской команды по литературе — прим. редакции) осенью девятого класса. Там мы делали проект по диалектизмам, прошерстили всю матерную Википедию, я познакомилась и с русистами, и с литераторами, страшно зауважала тренеров сборных и полюбила всю эту тусовку. С тех пор ездила в Голицыно каждый год осенью и весной. Если честно, на пары в ЦПМ я почти не ходила (за три года где-то 10 раз, не больше), просто не успевала гонять в Хамовники, но Голицыно мне вполне хватало.

Мариам: В первые годы я не особенно готовилась. Активная олимпиадная жизнь у меня началась два года назад, когда появилась возможность попасть на закл.

Виктория: У меня была достаточно неплохая школьная база, и я просто люблю читать всё, что читается, а ещё, конечно, важны литературоведческие книжки, но к их чтению я приступила уже после региона. Самое важное в подготовке, как мне кажется, интерпретировать любые тексты вообще — от песен до рекламы на остановках.

Об эффективной подготовке

Анастасия: Сейчас для меня эффективна ещё и самостоятельная работа. Конечно, начинать непросто, потому что тут главное — самодисциплина, а её иногда может не хватать. У меня есть чёткий план, есть список текстов, которые нужно прочесть по той или иной теме, и я просто занимаюсь себе в удовольствие так, как мне удобно. Тут уже хобби пересекается с учёбой, иногда даже на олимпиаде может пропасть волнение из-за того, что ты перестаёшь думать о том, что это испытание, и понимаешь, что тебе искренне нравится заниматься этим.

Полина: Самая-самая эффективная подготовка — Голицыно! Очень много нового узнаёшь, а главное, понимаешь, сколько всего ты не знаешь. И очень мотивирует. Приезжаешь ты в Голицыно к умным школьникам, а они не задроты, а творческие, весёлые, живые, симпатичные ребята. И понимаешь, что олимпиады – круто, что олимпиады – мем, и хочется работать, хочется толстовку и билет на самолёт.

Мариам: Я ходила на занятия в ЦПМ, ездила в Голицино осенью и весной, старалась активно работать на школьных уроках литературы, благо их было много.

Полина Родионова

Думаю, больше всего мне помогли осенние сборы, потому что они во многом показали, что я делаю верно, а что нет, я стала больше работать над умениями анализа, например. Наверное, чтение школьной программы мне тоже помогло, без базы было бы трудно.

Виктория: Нужно совмещать практику анализа и теорию, также очень эффективна командная работа, когда вы пишете анализ, а товарищ читает и плачет (или смеется) и наоборот. На олимпиаде важны, конечно, удовольствие от заданий и интерес. Если текст интересный, если он нравится, это и есть «ключ» к успешному выступлению. А так очень эффективна была подготовка в ЦПМ, а также сборы в Голицыне, не только очень полезные, но и атмосферные: ночные посиделки, поэтические вечера — «Дом, в котором» вам обеспечен.

Про предыдущие олимпиады

Анастасия: В девятом классе всё было в новинку. Тогда ещё было тяжело понять, это больше страшно или интересно, все вокруг кажутся такими умными, что ты не понимаешь, как ты тут оказался. Я в девятом классе прошла и на русский, и на литературу, и была так удивлена, когда не встретила ни одного надменного взгляда. Мне казалось, что на всероссе обязательно должен быть такой дух соперничества, что никто друг с другом лишний раз не заговорит. Оказалось, нет, все вокруг были очень дружелюбными, и мне было так приятно понимать, что мы все желаем друг другу только хорошего. Примерно тогда же я поняла, что и жюри тоже искренне в нас заинтересовано, и его не стоит бояться. Я тогда не взяла, но не чувствовала какого-то разочарования. У меня было так много самых разных впечатлений, они как бы перекрыли все плохие мысли — на литературе даже почти не плакала! А в том году было очень тяжело, потому что сроки всеросса сначала перенесли, потом и вовсе отменили. На это, конечно, много сил было потрачено, потому что приходилось постоянно проверять новости, переживать, надеяться на лучшее. Я была так расстроена, может, даже зла, когда объявили о том, что все участники из 11-ых классов получают дипломы, потому что мы-то (десятиклассники — прим. редакции) у разбитого корыта остались. В любом случае сейчас я рада за них, но, честно говоря, за всех, кто тогда был в девятом и десятом мне всё ещё обидно.

Полина: Мой первый всеросс я раньше считала случайностью. Потому что это было «пришёл, увидел, победил», было ощущение рулетки, я потом ходила со своим призерским и не верила, что это происходит со мной. Всеросс в девятом классе — пока что самый яркий и самый памятный. Потом, конечно, поняла, что не совсем случайность. Второй всерос, к сожалению, выиграл ковид. Мы поехали на сборы, весь мир закрылся, все чемпионаты отменили, а всеросс ещё держался. А потом сообщили: ковид-всеросс — 1-0. Было грустно.

Мариам: Из-за ковида я была только на одном всероссе. С ним нам всем очень повезло: мы жили в Зеленоградске, поэтому уровень стресса немного уменьшался из-за морского бриза. Я все равно сильно нервничала, и самым тяжелым стал день без туров, не на что было отвлечься, поэтому отдыха не получилось, наоборот, было довольно тяжело. В прошлом году вместо закла были новости о нём и общее состояние подвешенности, как у всех тогда. Я помню, как радостно было за одиннадцатиклассников и какие смешанные чувства вызвал перенос.

Виктория: Первый был в Калининграде — лучшее время в моей жизни, так и не рассказать всего. Конечно, самым главным было ощущение сплочённости команды и тренеров. Очень яркое воспоминание — о традиции пожать лапку и принести конфету белке-талисману перед туром, чтобы удача точно была на вашей стороне. Я помню, что мне понравился первый тур, а ещё понравилось после него промочить пару ботинок в море, а еще гулять по Зеленоградску, а ещё выходить на балкон — а там море. Общее впечатление — сказочное, литература и море всё-таки лучшие вещи на свете, а если вместе…

Мариам Обридко

Ожидания от олимпиады 2021

Анастасия: Я ужасно волнуюсь, потому что это мой последний всеросс. Мне очень хочется, чтобы и у моих друзей, и у меня в этот раз всё было хорошо, и я желаю всем удачи! Мне интересно, как будет проходить олимпиада в «Артеке», это довольно неожиданный выбор места. Кроме того, я верю в то, что задания будут интересными.

Полина: На этот всеросс по литературе я еду как призёр закла 2019 года, поэтому я не рассчитываю на диплом. Но это мой последний всеросс, поэтому нужно взять от него максимум: опыт, знакомства, вдохновение, адреналин. Без нервов, без ожиданий, без ограничений. Хочу написать так, чтобы нравилось лично мне. А понравится ли жюри — посмотрим.

Мариам: Этот закл для меня прекрасен уже тем, что он есть, к тому же на литературе он будет в офлайн-режиме. Оставив за скобками всю беготню, связанную со справками, я очень жду всеросс, чтобы порешать задания после большого перерыва, попробовать себя и пообщаться с очень интересными для меня людьми.

Виктория: Жду снова море и литературу, новые впечатления, интересных людей, интересные туры.

Влияние трёхлетнего опыта

Анастасия: Совру, если скажу, что я чувствую себя увереннее, но я чувствую, как сильно я изменилась за это время. Я узнала много нового, познакомилась с прекрасными людьми, и я так благодарна всероссу за эту возможность. Это банальная мысль, но мне нужно было много времени, чтобы к ней прийти: получить диплом — это меньшее, что вы можете сделать на олимпиаде, куда важнее то, какие впечатления и чувства останутся с вами.

Полина: Я очень рада, что у меня было такое вот олимпиадное взросление, потому что всеросс развивает крутые внепредметные навыки: работа в команде, ответственность, стрессоустойчивость, а ещё всеросс нежно и агрессивно знакомит с российской бюрократией, что тоже полезно. Ещё начинаешь реально осознавать, что ты везучий москвич и у тебя есть куча привилегий. На всероссе понимаешь, какие разные бывают люди твоего возраста: кто-то любит Путина и Сталина, кто-то ходит на митинги, кто-то аполитичен. Опыт трёх лет всеросса мне очень помог реалистично и целостно воспринимать мир, личностно сформироваться. Жаль заканчивать свой олимпиадный путь, но, как научил меня всеросс, впереди будет ещё веселее и круче, нужно заниматься тем, что любишь и не забывать своих родных всероссных кентов.

Мариам: Олимпиадная атмосфера для меня не только умение проявить знания и решить нестандартную задачу, но и порадоваться за того, у кого получилось лучше, не погружаться в собственные неудачи. Этому, наверное, и научил меня опыт олимпиады.

Виктория: Эти три года дали мне очень многое: во-первых, литературу, не как школьный предмет, а как какой-то универсальный и необычный способ смотреть на мир. Во-вторых, время, проведённое с очень интересными людьми.

Материал подготовлен в рамках проекта Всеросс-live наших друзей из Ассоциации победителей олимпиад
Автор: Лика Родина