Актуальные темы школьного этапа ВсОШ по искусству (МХК) для 7–9 классов

В 2024 году задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по искусству в 7–9 классах будут посвящены сказкам А.С. Пушкина и их отражениям в разных видах искусства.


Исследователи по-разному строят список текстов, входящих в этот стихотворный цикл, но пять произведений — «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне» и «Сказка о золотом петушке» — входят в этот список всегда. Довольно часто к нему присоединяют поэму «Руслан и Людмила», которая написана гораздо раньше сказочного цикла, но тесно связана с ним тематически и образно.

Литературовед-пушкинист В.С. Непомнящий писал: «…художественный мир пушкинских сказок целостен и нерушим благодаря высоким ценностям, положенным в его основу. Мы осмысляем его, а он остается неразъято прекрасным и вечным. Расстилаются просторы земли, пахнет лесом и морем, и видно далеко во все концы света, и на одном краю вечно сидит царь Салтан в своем золотом венце и грустит, а на другом – Гвидон в княжьей шапке, и тоже грустит; и где-то Балда с попом объегоривают друг друга, а царевна, подбираясь, поднимается на крыльцо, и Елисей всё скачет и скачет по горам и долам, и вопрошает Солнце, и Месяц, и Ветер. В тесном ущелье, в вечной тишине лежат на кровавой мураве два брата, и бродят вокруг них одинокие кони. А к морю и от моря вечно ходит старый рыбак…» 

Эти и многие другие поэтические образы своей яркостью и характерностью на протяжении двух столетий вдохновляли иллюстраторов, композиторов, художников театра, живописцев и кинематографистов на создание произведений по мотивам сказок Пушкина. И именно им будут посвящены задания школьного этапа в трех классах.

Подготовка к этапу потребует от участников как самостоятельной поисковой работы в интернете, посвященной отражениям сказок Пушкина в произведениях других авторов, так и в целом понимания специфики разных видов искусств.

Жюри школьного этапа рекомендует участникам в процессе подготовки внимательно ознакомиться с текстом сказок, с историей их создания, подробнее изучить историю иллюстрирования, основные музыкальные, театральные и кинематографические постановки сказок Пушкина. Конечно, можно и нужно пользоваться теми учебниками, книгами или другими источниками, которые доступны вам — в школьной и домашней библиотеке, в интернете.  Но важно, чтоб это были проверенные и заслуживающие доверия источники, и если вы в них не уверены, лучше пользоваться предложенным списком.

В процессе подготовки помните, что ваша задача — не только и не столько запомнить огромный массив информации, сколько усвоить закономерности, которым подчиняется искусство. Старайтесь научиться определять принципы и стилевые особенности разных периодов в искусстве, понимать и чувствовать «дух» эпохи, идеи, которые вдохновляли деятелей искусства в это время.

Удачи!