«Мы психологи, которые работают с одарёнными детьми», — каждый раз произношу это и спохватываюсь. А можно ли говорить так? Одарённый? Или как раз одарённый можно, а талантливый — нельзя? Сказать, что какие-то дети одарённые или талантливые, будет автоматически означать, что есть неталантливые. Под сконфуженными взглядами собеседников спешишь неловко оправдаться. — «Кхм, коллеги, я, конечно же, только в том смысле сказал про талант, что каждый ребёнок талантлив. Hадо лишь каждому этот талант помочь найти и развить!» И это, безусловно, правильно.
Талант есть у каждого, его нужно лишь найти и развить. Но что, если у конкретно взятого ребёнка пока не обнаруживается никакого таланта? Бывает такое, что до своего таланта надо дорасти. В психологии это называется потенциальной одарённостью.
Если есть потенциальная, значит, есть и актуальная, начнём с нее. Актуальная одарённость проявляется у ребят в более высоком уровне выполнения какой-либо деятельности — необязательно учебной — по сравнению со сверстниками. Заодно разберёмся, как различить слова «талант» и «одарённость». Если нарисовать это в виде пирамиды, то наверху будет гений, ниже — слой талантливых, ещё ниже – одарённые, а ещё ниже – потенциально одарённые. В общем, множество актуально одарённых детей включает в себя подмножество талантливых детей, вот так:
Считается, что талантливый ребёнок — это ребёнок, достижения которого отличаются новизной, имеют значимость для общества, продукт его деятельности выполнен мастерски или имеет реальную художественную ценность. Грубо говоря, одарённый ребенок может сделать что-то так же хорошо, как взрослый, а талантливый — лучше, чем взрослый.
Идея потенциальной одарённости избавляет нас от необходимости принять одну из крайних точек зрения: «все дети являются одарёнными» или «одарённые дети встречаются крайне редко». Просто потенциальная одарённость присуща всем детям, тогда как актуальную одарённость демонстрирует только часть детей.
Итак, одарённость формируется на протяжении всей жизни. Значит, можно расслабиться и подождать, когда она проявится себя сама? К сожалению, нет.
Как в таком случае «выманить» талант? Лучший способ — это пробовать как можно больше разных занятий. Если вы ещё не нашли свой дар, значит, вы не все попробовали.
Важно, чтобы инициатива в этом исходила от самого ребёнка. Почувствовать, чего хочет он сам, он сможет, если ему не будут навязываться чужие интересы. Лучший пример для подростка, который ищет себя, это счастливый родитель, который на работе или на досуге занимается тем, что ему нравится.
Автор: Анна Фурина