С какими проблемами сталкиваются одарённые дети? 


Каждый родитель мечтает об одарённом ребенке, но все ли готовы столкнуться с трудностями в воспитании и обучении маленьких гениев?

Для начала следует понять, что одарённость бывает разная. Некоторые дети удивляют феноменальной памятью, внимательностью или нестандартным мышлением, а кто-то показывает поразительные успехи в одной конкретной дисциплине. При этом у интеллектуально одарённых школьников может быть перекос в развитии других сфер. К примеру, у ребят, достигших высоких академических успехов, может быть плохо сформирована регуляторная сфера, к которой относится самоконтроль, осознанная мотивация, рефлексия, эмпатия и т.п. Для формирования более гармоничной личности рекомендуется дополнительно развивать «западающие» навыки. 

Ещё одной проблемой одарённых детей является общение со сверстниками, а точнее его недостаток. Уделяя большую часть своего времени интеллектуальному развитию, они не успевают набрать необходимый коммуникативный опыт. Это часто приводит к дисбалансу эмоционального и интеллектуального развития. Такой диссонанс может ввести в заблуждение не только сверстников, но и взрослых, зачастую ожидающих от интеллектуально одарённых подростков поведения взрослого человека и предъявляющих к ним завышенные требования.

Трудности во взаимоотношениях со сверстниками могут быть связаны не только с упомянутой неравномерностью развития, но и с тем, что в классах часто учатся очень разные по уровню интеллекта дети. В таких условиях подростку очень сложно найти себе друзей среди одноклассников, с которыми ему будет не только комфортно, но и интересно общаться.

В этой связи долгое время считалось, что помочь с этой проблемой сможет создание отдельных школ для одарённых детей. С одной стороны, это бы обеспечивало возможность общаться со сверстниками, у которых такой же уровень интеллекта и схожие интересы. Но с другой стороны, в таких школах дети изолированы от реального мира. Это может привести к возникновению у них неадекватной самооценки, a также к формированию предвзятого отношения к другим. Что, в свою очередь, вызывает дальнейшие сложности в адаптации, когда ребёнок покинет это закрытое сообщество и поступит в вуз.

Другая сторона этого вопроса: перейдя из обычной школы в сильную, ребёнок, который в своей школе был отличником, окажется среди таких же сильных и более сильных учеников. С привычных пятёрок он может скатиться на тройки. По нашему опыту работы, ребята тяжело переживают этот период, особенно если он приходится на подростковый возраст: у ребенка и так 1001 повод усомниться в себе, а тут ещё и привычный источник поддержания самооценки — пятёрки — иссяк. 

Поэтому следует тщательно взвесить решение о переходе в более сильную школу. А если такое решение принято (необходимо, чтобы сам ребёнок сыграл в нём не последнюю роль), то очень важно проговорить с ним заранее, что первый год на оценки вы вообще не смотрите и электронный дневник не открываете, потому что он перешёл ради интереса, знаний и умных друзей, а не ради оценок. 

Автор: Анна Фурина

Вернуться на страницу Службы психологической поддержки ЦПМ