Темы и список рекомендованной литературы и ресурсов для подготовки к школьному этапу ВсОШ по искусству (МХК) для 7–11 классов


Задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК) 2025/26 для 7–11 классов будут посвящены Риму. Нам показалось важным посмотреть на Вечный город, поразмышлять о его устройстве и архитектурных ансамблях, о его музеях и его церквях; о живописи и скульптуре; о том, как художественные открытия, сделанные в разные эпохи Рима, влияли и влияют на развитие русской и европейской культуры; как эти открытия и влияния осмыслялись и осмысляются искусствоведами. Вот только один яркий пример описания Вечного города:

«Дурное новое резко и неприятно поражает приезжего в первое время. Но очень скоро его как-то мало начинаешь замечать, и потом оно даже почти вовсе исчезает из представлений о Риме. Люди, живущие здесь долго и хорошо знающие Рим, всегда бывают несколько удивлены жалобами кратковременных гостей на бросающиеся в глаза современные дома и улицы. Они верят в таинственную способность этого города всё поглощать, всё делать своим, сглаживать острые углы и резкие границы различных культур, соединять на пространстве нескольких саженей дела далеких
друг от друга эпох и противоположных верований. Никакие новые здания, даже такие, как только что оконченный монумент Виктора Эммануила или на редкость уродливая еврейская синагога на берегу Тибра, не в силах нанести Риму непоправимого ущерба. Колоссальные сооружения, вроде дворца Юстиции, здесь удивительно легко нисходят на степень незначительной подробности. Сильно помогает этому сама бесхарактерность современного строительства. Фонтан Бернини всё ещё торжествует над берлинской перспективой Via del Tritone (улицы дель Тритоне — ит.). Торговая суета улицы Витторио Эммануэле легко забывается перед фасадами палаццо Массими и Сант Андреа делла Валле. Современная толпа на главном Корсо не мешает его великолепной строгости. И надо быть педантом, чтобы отчётливо выделить новое из окружающего и преображающего его старого в традиционном квартале иностранцев около Пьяцца ди Спанья.

Здесь, в этом старинном гнезде путешественников, на тех улицах, по которым ходили, и около тех домов, где жили Монтэнь, Пуссэн, Китс, Гёте, Стендаль и Гоголь, больше всего понятна спиритуалистическая основа внушаемых Римом чувств. Здесь нет ни особых памятников, поражающих воображение, ни достопримечательностей, явно воскрешающих прошлое, ни художественных произведений, действующих на эстетическую восприимчивость. Здесь нет никаких материальных свидетельств производимого Римом очарования. Но оно чувствуется здесь с такой же силой и подлинностью, как на римском Форуме, на Аппиевой дороге, в станцах Рафаэля. Дух
счастливой, полной и прекрасной жизни навсегда остался здесь, точно из всех людей, которые узнали глубокую прелесть пребывания в Риме, каждый оставил тут часть своей души. Рим дважды был назван городом душ. „О, Рим! Моё отечество, город душ, к тебе должны идти обделённые сердцем“, — восклицал Байрон. „Рим — это город душ. Он говорит на языке, который понятен всякой душе, но который недоступен для отделённого от души разума“, — писал пылкий католический поэт Луи Вейо. Рим сделал своими даже толпы путешественников, которые почти круглый год заполняют бесчисленные отели, расположенные по соседству с Испанской площадью или с фонтаном Тритона. Нигде, кажется, нет столько иностранцев, как в Риме. Но нигде они не мешают так мало, как в Риме. Больше того, — Рим даже нельзя представить себе без туристов, снующих по улицам в поисках за достопримечательностями, без пилигримов, спешащих на поклон к св. Петру и пяти патриархальным церквам. Это одна из вековых особенностей римской жизни, её древняя традиция, замеченная ещё Монтэнем».

Эта цитата из знаменитой книги Павла Муратова «Образы Италии» — глава «Чувство Рима». Книгой (вышла в 1911–1912, 1924) зачитывались современники, продолжают читать её и сегодня. Муратов описывает Рим, как город, принимающий разные «верования» и художественные эпохи, соединяющий древность и современность, динамичность и неспешность, прошлое и настоящее; П. Муратов описывает живой город. Ну, и, конечно, множество страниц книги, посвящено созданиям и создателям Рима: античному форуму и мозаикам, мастерам Высокого Возрождения и барокко; художникам Рим изображавших. Теперь подумать о памятниках и художниках Рима, а также о произведениях и текстах, в которых так или иначе Вечный город отражается, предстоит всем
участникам школьного тура всероссийской олимпиады школьников по Искусству
(МХК) 2025/26.

Рекомендуемые источники для подготовки к школьному этапу ВсОШ по искусству (МХК):

  • Энциклопедия для детей. Издательство Аванта+. Том 7. Искусство. Часть 1. Часть 2. Часть 3. Музыка, театр, кино.
  • Н. Дмитриева. Краткая история искусств.
  • Э. Гомбрих. История искусства.
  • П. Муратов. Образы Италии.
  • М. Свидерская. Искусство Италии XVII века: Основные направления и ведущие мастера.
  • М. Свидерская. Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре XIII—XIX веков.
  • Е. Ротенберг. Искусство Италии XVI—XVII веков. Избранные работы.
  • В. Сонькин. Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу.