Превращать идеи в проекты, писать научные работы и правильно проводить эксперименты: открыт набор на научные кружки для московских школьников
В Москве подвели итоги работы первых кружков в рамках городского проекта «В центре науки». Программа была запущена осенью, её участниками стали более 400 столичных учеников 8–11 классов. Проект включал семь предметных направлений: информатика, лингвистика, экология, география, физика, химия и биология. Например, школьники изучали вопросы генной инженерии и клонирования, нейролингвистики и речевых стратегий, криптографии и кибербезопасности.
Ученик школы № 1302 Андрей Савченков увлекается экологией. Он поделился своими впечатлениями от занятий: «Учебный процесс был похож не на зубрёжку текста, а на содержательный диалог, который интересен всем. Занятия были в разных форматах: от просмотра презентаций и видео до составления планов и графиков. Было много обсуждений и разговоров на актуальные темы. Самым интересными для меня стали занятия про изучение методов проведения экспериментов, а самым сложным — урок по анализу полученных данных и их обработке. До занятия я даже не предполагал, что за простыми графиками и схемами в научных работах скрывается такой объём вложенных в них труда и знаний. Безусловно, занятия помогли мне лучше разобраться как в современной науке, так и в её истории. Я узнал много нового про глобальное потепление, мониторинговые системы спутников и другие открытия, только начинающие набирать известность. В будущем будет очень востребована профессия эколога или эколога-инженера. На данном этапе я хочу стать учёным и изучать новые технологии и методы, чтобы сохранить нашу планету».
Работа в кружках позволяет школьникам расширить знания и развить исследовательские навыки в различных областях. Участники знакомятся с работами современных учёных и осваивают ключевые этапы: выбор темы, формулирование вопросов, сбор и анализ данных, интерпретация и представление результатов.
Александра Гатилова из школы № 1238 стала участницей программы по лингвистике. Старшеклассница отметила, что во время занятий они практиковались, решая много кейсовых задач: «Занятия проходили в формате лекции с практической частью в конце. Мы выполнили очень много заданий, которые затем помогли мне в решении других лингвистических задачек. Например, нужно было проанализировать, как речь учителя влияет на восприятие детьми материала. И мы описывали причины того, почему дети могут не понимать задания педагога. Например, если учитель использует большое количество слов-паразитов, то ребёнку сложнее воспринимать и усваивать знания.
Такие выводы мы сделали на основании лингвистических данных о структуре языка. В будущем я планирую поступить на лингвистический факультет МГУ или в педагогический университет. Я люблю детей и хочу стать преподавателем английского. А знание лингвистики поможет мне лучше понимать устройство языка».
В январе продолжится работа научных кружков на базе разных школ города. Занятия рассчитаны на учеников 8–11 классов и будут включать очные встречи с олимпиадными тренерами и исследователями из Российской академии наук. Школьников ждут разные форматы обучения: круглые столы, квесты, деловые игры и тренинги. По итогам обучения все участники получат сертификаты. Регистрация на кружки будет открыта до 20 декабря, а также с 9 до 17 января на сайте.
Проект «В центре науки» координирует Центр педагогического мастерства столичного Департамента образования и науки. В рамках программы для учеников организуют занятия в научных кружках и выездные школы, а для учителей — курсы педагогического мастерства.