Эксперты и школьники разработали стратегию развития экологического образования в России
Московские школьники стали участниками встречи экологического клуба, действующего на базе сборной Москвы на Всероссийской олимпиаде по этому направлению. В рамках дискуссии они задали свои вопросы известным российским деятелям в области экологии. Ребята смогли обсудить развитие олимпиад и их научную ценность в этой сфере, роль российского экологического движения на международной арене и усилия, которые может предпринять каждый, для того чтобы внедрить экологичный образ жизни.
Наталья Пономарева, главный тренер сборной Москвы по экологии, отметила популярность этой дисциплины среди школьников:
«Наш клуб создавался на базе столичной команды по экологии, и изначально мы думали, что членами станут участники Всероссийской олимпиады по предмету. Но в первые две недели к нам присоединились 600 учеников, а спустя два года их уже больше 2 000. Подобная динамика — лучшее доказательство, что экология реально интересна современным детям».
Перед школьниками выступили Валерий Фадеев — советник Президента Российской Федерации, глава Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека; Владимир Захаров — биолог, член-корреспондент Российской академии наук, руководитель Центра устойчивого развития и здоровья среды Института биологии развития имени Н.К. Кольцова Российской академии наук; Виктор Данилов-Данильян — учёный, экономист, эколог, член-корреспондент Российской академии наук; Альбина Дударева — председатель комиссии Общественной палаты по экологии и охране окружающей среды.
Биолог, член-корреспондент Российской академии наук, руководитель Центра устойчивого развития и здоровья среды Института биологии развития имени Н.К. Кольцова Российской академии наук Владимир Захаров рассказал о пользе научной деятельности клуба:
«Развитие науки напрямую влияет на то, как меняется олимпиада по экологии, ведь задания максимально приближены к реальной жизни. При этом для нас важно, что в том числе и ваши ответы на соревновании вносят вклад в научную составляющую экологического развития в стране. Уверен, что многие из участников олимпиад по экологии, в том числе Всероссийской олимпиады, в дальнейшем смогут применить полученные в школьное время знания на практике, а научная база станет отличным подспорьем».
Во многом мероприятие было приурочено к столетию Всероссийского общества охраны природы. В рамках встречи участники обсудили связь экологии и нравственности, будущее атомной энергетики и автомобилей, экологичные средства передвижения. Кроме того, школьники задали вопросы, посвящённые экологическому образованию в школах, Конституции и сохранению природы.
Встречи и занятия с учёными разных направлений, в том числе по экологии, проводит Центр педагогического мастерства в рамках городского проекта «В центре науки».
Задания олимпиад по экологии охватывают широкий спектр вопросов: взаимодействие человека и природы, изменение климата, экологическое законодательство, развитие альтернативных источников энергии. Чтобы успешно выступить на таком соревновании школьнику необходимо обладать глубокими знаниями об окружающем мире. Кроме того, экология — предмет, который требует не только теоретического, но и практического подхода, внедрения экологичных привычек в жизнь.
Отбор в кандидаты и резерв столичной сборной по экологии проходит до 1 октября. Принять участие в онлайн-тестировании приглашают учеников 7–11 классов. А с 1 по 17 ноября состоится дистанционный этап Московской олимпиады школьников по этому предмету.
За подготовку к Всероссийской олимпиаде школьников (ВсОШ) по всем предметам, в том числе и по экологии, отвечает Центр педагогического мастерства столичного Департамента образования и науки. Дети участвуют в выездных школах и образовательных площадках. На лекциях и семинарах они разбирают теорию, а на практикумах закрепляют изученное, разрабатывают собственные экологические проекты. По итогам прошедшего сезона сборная Москвы завоевала 73 диплома: 11 дипломов победителя и 62 — призёра.