«Никогда не делайте всеросс главной целью жизни»: интервью с призёром ВсОШ по итальянскому
Какую ошибку совершают многие олимпиадники? Почему важно обращать внимание на эмоциональное состояние во время подготовки к олимпиаде? Как быть, если ты не выиграл? Советами и личными откровениями делится участница ВсОШ по французскому и призёр по итальянскому Варя Федькина.
Ты была сразу на двух заключительных этапах: по французскому и итальянскому. Готовилась к обоим или это счастливое стечение обстоятельств?
Для меня оба заключительных были первыми. Готовиться начала только в 10 классе, поэтому не ожидала, что смогу пройти. Больше всего готовилась к французскому, делала ставки на него. Это мой второй язык, учу его с пяти лет. Рассчитывала, что именно на этом всероссе у меня будет больше возможностей. Итальянский начала учить в 9 классе, готовилась к ВсОШ со сборной Москвы. Мне повезло на городском этапе: поставили 97/100. Подготовка была тяжёлой, много плакала от усталости и перенапряжения.
На самих турах тоже была под большим напряжением?
На французском я не смогла справиться с волнением. Что-то щёлкнуло в голове, и из-за этого я много потеряла в грамматической части. Важно выходить и пытаться развеяться даже во время туров. Иногда это намного важнее, чем сидеть и перечитывать задания и ответы. Например, на итальянском я вышла и сразу вспомнила слова, которые впоследствии употребила в письме.
Как советуешь бороться с таким состоянием?
Советую заниматься в первую очередь не предметом, а своим состоянием, почаще отдыхать. Я ходила гулять с друзьями и говорила с психологом. Это мне помогало отвлечься. Даже имея прекрасные знания, можно не затащить. У меня так было с французским, хотя ставила на него больше, чем на итальянский. Не хватило выдержки, и четыре балла отделили меня от призёрства.
Стараюсь себя убедить в такой мысли: если у меня что-то не получилось, это ещё не значит, что у всех получилось. Все где-то теряют баллы, у каждого есть слабые и сильные стороны. Например, мой конёк — говорение. В этой части всегда получаю не ниже 17-18 баллов. На заключительном туре по итальянскому получила 20. Такого высокого балла мне ещё никогда не ставили.
Между участниками чувствуется соперничество или поддержка?
Я познакомилась с большим количеством ребят. Мы друг друга поддерживали. Сегодня я очень переживала за участников, которым не удалось набрать проходной балл. Уже готова была с ними плакать. Сначала я волновалась за себя: одиннадцатиклассница, я не запризёрила французский, а подготовка к ЕГЭ оставляет желать лучшего. Когда я взяла итальянский, мне открылось новое чувство. Я плакала, звонила родным, но мне было жалко ребят, которым не хватило баллов. Это очень больно.
Какой урок извлекла из этого заключительного этапа?
Во-первых, не сдаваться и не считать себя хуже других. Если бы не сборная Москвы, мои родители, сестра и лучшая подруга, я бы никогда не смогла выбраться из ужасного состояния, в которое погрузилась после французского. «Если даже французский не получился, то про итальянский можно забыть», — думала я. Тяжело было вынести это. Мне помогла мама, она поехала со мной на всеросс по итальянскому. Без неё я бы не смогла собраться и сосредоточиться. Большую поддержку я получила от ребят из сборных по обоим языкам.
Во-вторых, никогда нельзя останавливаться на достигнутом. Даже когда ты проигрываешь, нужно уметь принять поражение и найти силы восстановиться. Если ты действительно работаешь, то всё сложится, как ты хочешь.
Никогда не делайте всеросс главной целью жизни, особенно в 11 классе. Поступив так, лично я совершила большую ошибку. Мой 91 балл по итальянскому — грань призёрства. Если бы я не затащила и не оправилась после французского, не знаю, что бы со мной было сейчас. Ищите запасные пути поступления в вузы. Помните: все труды воздаются.
Материал подготовлен в рамках проекта Всеросс-live наших друзей из Ассоциации победителей олимпиад
Автор: Анна Соколова