«В нашей сборной царит атмосфера продуктивности и дружбы»: абсолютная победительница ВсОШ по праву Виктория Алексеева о праве, сборной Москвы и формуле успеха на олимпиаде
Десятиклассница из Лицея Финансового университета Виктория Алексеева стала абсолютной победительницей Всероссийской олимпиады школьников по праву среди учеников десятых классов. Заключительный этап олимпиады прошёл в марте в Уфе. Мы поговорили с Викой о её олимпиадном пути, опыте подготовки со сборной командой Москвы, стереотипах о праве и планах на будущее.
С чего начался твой олимпиадный путь, который привёл тебя на заключительный этап ВсОШ по праву?
В олимпиадах я участвую с начальной школы. Я писала олимпиады по разным предметам, но, конечно, права и обществознания у нас тогда ещё не было. В средней школе я уже знала, что олимпиады — отличный способ поступления в вуз. Уже не помню, откуда я это узнала, но, скорее всего, из интернета. В 9 классе я начала серьёзно изучать право и готовиться к олимпиаде по этому предмету. В том году я взяла диплом победителя, а с этого года начала готовиться со сборной командой Москвы и стала уже абсолютным победителем.
Почему ты решила серьёзно изучать именно право?
Сначала я учила обществознание, частью которого является право. Чуть позже поняла, что хочу более подробно изучать право и поступить на юридическую специальность. Как правило, без вступительных испытаний на такие специальности можно поступить именно с дипломом ВсОШ по праву. Поэтому постепенно я начала уделять больше времени этому предмету.
Это твой второй заключительный этап ВсОШ по праву. В чём, на твой взгляд, особенность именно этой олимпиады? Какие задания понравились тебе больше всего, а какие показались наиболее трудными?
Мне кажется, на ВсОШ, помимо глубоких знаний предмета, оцениваются многие другие качества и навыки, которые нужны будущему юристу. Например, ораторские способности и умение не растеряться в волнительной ситуации, которые нужно проявить на устном туре, или навыки составления процессуальных документов. На олимпиаде в этом году мне показалось интересным задание на сопоставление цитат из исторических нормативно-правовых актов и самих НПА. Непростыми были задачи открытого типа — над ними надо было хорошо подумать.
Сборная команда Москвы по праву занимается почти каждый день. Такой режим учёбы наверняка способен выдержать не каждый. Не сложно ли тебе было учиться в таком темпе? Не сталкивалась ли ты с выгоранием?
В сборной Москвы мы занимались каждый день, за исключением вторника. У меня также были занятия по праву в рамках профильной школы два раза в неделю. Мне было не так сложно учиться, так как я уже неплохо знала базу. Я не сталкивалась с выгоранием, потому что занятия были интересными и я знала, что полученные знания пригодятся мне на олимпиаде. Обычно если я уставала, то просто отдыхала, несмотря на дела, так как понимала: лучше сейчас сделать небольшую паузу, чем потом столкнуться с выгоранием.
А ещё процесс обучения был не столь напряжённым благодаря моим друзьям, которые тоже посещали занятия. В нашей сборной царит атмосфера продуктивности и дружбы. Общение и взаимопомощь помогают справиться с любыми трудностями, в том числе и с режимом занятий.
Чем ты увлекаешься, помимо олимпиад? Хватает ли тебе времени на другие хобби?
Если честно, в этом олимпиадном сезоне у меня почти не было времени на хобби. В свободное от занятий время я просто отдыхала: гуляла, читала книги и смотрела фильмы. Сейчас я стараюсь заниматься спортом, играть на фортепиано, учить английский и посещать различные интересные места: театры, музеи и картинные галереи.
Право — это предмет, который требует знания большого количества нормативно-правовых актов. Многих школьников это пугает: создаётся впечатление, что право — это исключительно про зубрёжку. Так ли это?
Чтобы выиграть олимпиаду по праву, действительно нужно много заучивать, но при этом концепция заключительного
этапа подразумевает большое количество заданий на логику. Например, уже упомянутое мной задание на соотнесение цитат из исторических нормативно-правовых актов и самих НПА. Конечно, невозможно знать наизусть каждый закон, который был издан в истории нашей страны, поэтому необходимо понимать контекст его принятия и возможное содержание. Даже в тесте, где, казалось бы, всё нужно заучить, часто выбрать правильный ответ можно опираясь на логику. При изучении права я бы посоветовала обратить внимание на то, в каких условиях был издан тот или иной закон, на его задачи и цели, находить отличительные черты, подмечать детали, которые часто выводят на правильный ответ.
Как бы ты описала формулу успеха на Всероссийской олимпиаде?
Наверное, я бы описала формулу так: много бота + интерес к предмету + обширный кругозор = успех.
Как ты готовилась к олимпиаде, помимо посещения занятий сборной и школы? Может, ты могла бы поделиться секретами успешной подготовки?
При подготовке к олимпиаде я, например, делала карточки в приложении Quizlet. В свободное время, когда хотелось отдохнуть, я смотрела фильмы и видео, связанные с юриспруденцией, что помогло мне на устном туре. Так, в прошлом году я смотрела документальный фильм про присяжных в России и художественный фильм про американских присяжных, и мне на туре попалась тема «Присяжные заседатели в гражданском процессе». На олимпиаде в этом году были задания, связанные с цифровым правом, а я как раз смотрела много видео о цифровом рубле и правовом регулировании роботов и искусственного интеллекта.
Какие советы ты бы дала начинающим олимпиадникам, которые хотят выиграть олимпиаду по праву?
В первую очередь нужно понять, нравится ли вам право по-настоящему и готовы ли вы тратить достаточно много времени на его изучение. Нужно также уметь выделять и учить важные аспекты, так как ресурсы ограничены и невозможно выучить всё. А ещё попробуйте интегрировать изучение права в повседневную жизнь: например, смотреть фильмы, видео на YouTube, читать новости, связанные с правом.
Как бы ты продолжила фразу «Для меня олимпиада — это…»?
Для меня олимпиада — это новые знания, друзья и большие возможности!
Ты уже стала абсолютной победительницей, впереди у тебя 11 класс. Какие у тебя олимпиадные планы? Будешь ли ты и дальше серьёзно заниматься правом и участвовать в олимпиадах по этому предмету или планируешь переключиться на что-то другое?
Конечно, я продолжу заниматься правом, но также хочу заняться обществознанием.
Куда ты хочешь поступать после школы и кем видишь себя в будущем?
Я ещё не определилась, на какой из факультетов, связанных с юриспруденцией, буду поступать, но выбор стоит между ВШЭ, МГИМО и МГУ. В будущем я бы хотела работать юристом в какой-нибудь хорошей юридической фирме.