Обществознание, итальянский и китайский языки: москвичи завоевали 91 диплом Всероссийской олимпиады
В Пскове подвели итоги заключительного этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию. Победителями стали 8 московских школьников. Еще 43 ученика завоевали дипломы призеров.

Звание абсолютного победителя заслужил Георгий Антонов из лицея Финансового университета, показав лучший результат среди десятиклассников. Он поделился своими впечатлениями от заданий и отметил вклад преподавателей и семьи в свою победу:
«В сборной Москвы всегда отличная атмосфера, и заключительный этап прошел радостно. Завоевать диплом, прежде всего, помогла работа с моим куратором Денисом Николаевичем Кирюхиным. Также хочу отметить вклад других преподавателей сборных по обществознанию и истории. Кроме того, поддержку друзей, семьи — мамы, папы, моей сестры.
Интереснее всего был устный кейсовый тур: для меня этот формат необычен. Пожалуй, самое неожиданное задание, с которым столкнулись участники, было на втором туре: нам дали переписку Ивана Грозного с Андреем Курбским. Анализировать этот текст было довольно интересно».
Участники олимпиады показали свои знания в разных областях обществознания: социологии, политологии, философии, культурологии, психологии, экономике. На первом туре школьники отвечали на открытые вопросы, на втором — работали с текстом. Жюри проверяло умение участников понимать смыслы, заложенные в источнике, и проводить его анализ с точки зрения комплекса обществоведческих дисциплин.
На устном туре каждый участник получил кейсовую ситуацию: в течение 45 минут школьник должен был обдумать задание и найти его решение, составить краткий ответ. После он представлял решение комиссии и отвечал на вопросы по мотивам своей речи.
В столице наградили знатоков итальянского и китайского языков. Заключительный этап по обоим предметам проходил на базе Московского государственного лингвистического университета.
В финале по итальянскому языку победителями стали двое столичных школьников, призерами — 16 учеников. Абсолютной победительницей признана одиннадцатиклассница Екатерина Романенкова из школы Центра педагогического мастерства:
«До сих пор не верю в эту победу. А еще сильно переживала за других. Все большие молодцы и очень старались. Благодарна всем своим педагогам итальянского, своей семье, друзьям, которые в меня очень-очень верили и поддерживали.
Олимпиада — это всегда экстремальное событие, поэтому все эмоции обостряются.

Ничего не было просто: было сложно прийти, сложно зайти в аудиторию и начать писать. На устном туре тоже всегда сложно, я была в одной из последних групп, поэтому мы долго ждали, а на ответе, к счастью, удалось собраться».
Участники описывали фотографии и рассуждали на разные темы, например, о защите окружающей среды и школьном образовании. Письменный тур включал аудирование о Древнем Риме, а в лингвострановедении были вопросы про озера и города Италии, политическое устройство, футбол, архитекторов, поэтов XX века. Также участники должны были написать сочинение на тему «Время — это то, чего мы хотим больше всего, и то, что мы хуже всего умеем использовать».
Сборная команда Москвы по китайскому языку завоевала 22 диплома. Среди победителей финала трое учеников столичных школ. Еще 19 москвичей стали призерами.

Десятиклассница Валерия Рахманина из школы № 548 показала самый высокий результат в параллелях 9–11-х классов и стала абсолютным победителем соревнования. Девушка рассказала, что олимпиадный опыт оставляет воспоминания надолго.
«В плане подготовки я старалась держать высокую планку: то ездила на пары в Центр педагогического мастерства, то занималась дома сама, то практиковала разговорный китайский с носителями. На самом деле, для меня Всероссийская олимпиада — это не только тестовые задания, сложные кейсы или задачи, а в первую очередь эмоции, общение, воспоминания.
Олимпиада принесла мне массу эмоций, начиная от мандража за 10 минут до начала тура и заканчивая воплями в коридорах гостиницы от осознания того, что я победитель. В этом году я познакомилась со многими классными ребятами, сильно сблизилась с участниками прошлого года, и я правда очень и очень благодарна за такие теплые воспоминания на всю жизнь».
На устном туре школьники в командах по четыре человека готовили ток-шоу на тему «Роль искусственного интеллекта в нашей жизни». Кроме того, ученики написали сочинение, ответили на тестовые вопросы, а также выполнили задания по аудированию и чтению. Также финалисты написали сжатое изложение по тексту, связанному с историей о Ходже Насреддине.
Подготовкой сборных команд Москвы на Всероссийской олимпиаде занимается Центр педагогического мастерства столичного Департамента образования и науки. На лекциях и семинарах педагоги, тренеры и психологи разбирают самые сложные темы олимпиадных заданий, развивают ораторские способности и психологическую устойчивость будущих победителей. За успехами сборной в этом сезоне олимпиады можно следить на сайте.
Всероссийская олимпиада школьников проводится ежегодно по 24 предметам. Состязание включает четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Организатором финала является Министерство просвещения Российской Федерации. Победители и призеры заключительного этапа могут поступить без экзаменов в любой российский вуз на направления, соответствующие профилю олимпиады.