От урока технологии до карьеры модельера один шаг: участницы московской сборной и их преподаватели о ВсОШ по технологии
Всероссийская олимпиада школьников по технологии — самому творческому направлению — проходит по четырем профилям. В одном из них — «Культура дома, дизайн и технологии» — сборная Москвы получила 3 диплома победителей и 12 дипломов призеров. Как сделать так, чтобы ученики приходили на занятия по технологии даже во внеучебное время? С чего начать создание собственной коллекции одежды? И при чем тут компьютерные программы? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в нашей статье.
Софья Филенкова, 10 класс, школа № 1151, победительница
Я люблю уроки технологии, но в 10 классе, к сожалению, их нет в школьной программе. Зато в средней школе мы часто шили и готовили: я помню, как мы создавали фартуки и юбки, готовили пиццу, торты, рыбу, супы и много всего. Сейчас нам этого не хватает, поэтому наша учительница организует кружок, на который мы с удовольствием ходим после уроков.
Моя коллекция — это целый мир, вдохновленный уникальной красотой и хрупкостью нашей природы, которую мы так стремимся сохранить. Вдохновением для моей коллекции стала Красная книга растений России. Меня так тронула проблема исчезновения многих представителей растительного мира, когда-то украшавших наши ландшафты, что я решила создать коллекцию одежды под названием «Грация в цветах».
Сначала я изучила большое количество материалов из учебников и интернета, отрисовала эскизы и закупила материалы.
Дальше я раскроила ткани, выполнила вышивку люневильским крючком, изготовила элементы декора на 3D-принтере и сами модели. Весь процесс занял немало времени, но я очень счастлива, что в итоге получилось именно то, что я планировала изначально.
Ольга Шишкова, учитель технологии и руководитель проектов учащихся школы № 1151
Уже много лет на уроках технологии у нас царит дух созидания и стремления к достижению цели. Я стараюсь создать творческую и исследовательскую обстановку, в результате которой каждый ученик разрабатывает уникальные и неповторимые проекты, основываясь при этом на знаниях науки и техники, искусства и технологии, конструирования и моделирования, а также многого другого. Ведь если всё делать с радостью и любовью, то мы сами становимся немного волшебниками, и всё вокруг преображается, как по мановению волшебной палочки.
Уроки всегда были и будут важны, ведь технологии — это движение вперед, навстречу новому и неизведанному, к счастливому будущему или, если хотите, к звездам!
Мария Цветкова, 10 класс, школа № 1362, призер
В течение года мы с преподавателем создавали проект, искали решения возникающих трудностей и творили. Еще готовились к теории: изучали новые материалы и повторяли старые.
Становление правильного и осознанного отношения к природе, отношение к себе как части природы, понимание ценности здоровья, зависимости от окружающей среды — именно это я учитывала, разрабатывая концепцию своего проекта и выбирая материалы для него.
Основная идея — разработка и изготовление одежды и раздельных комплектов, которые позволили бы создать базовый гардероб, соответствующий современным тенденциям моды (в том числе экологичной), так как они выполнены из натуральных тканей.
Концепция проекта родилась еще в мае прошлого года, а с сентября я приступила к изготовлению.
Создание эскизов, продумывание технологии работы и изготовление проектных изделий требовало огромного количества времени, поэтому практически каждый день после уроков я работала. И я очень рада, что результаты моего труда были высоко оценены и я стала призером заключительного этапа.
Елена Юшкова, учитель технологии школы № 1492, заслуженный учитель Российской Федерации
Олимпиада по технологии является самой сложной по объему подготовки. Практический тур в этом году дополнили и усложнили: участницы должны были разбираться в сложностях моделирования, построении лекал и шитье определенного технологического узла. Если на этапе моделирования или построения лекала участница допустила бы ошибку, то ошибка появилась бы и при изготовлении швейного узла. Такие задания требуют от участниц внимания, терпения, сосредоточенности и умения владеть собой.
Одним из самых сложных туров олимпиады по технологии является защита проекта, над которым участницы работают с начала учебного года. Первый этап — выполнение эскизов моделей в соответствии с идеей, затем — построение чертежей изделий. На конструкторском этапе участницы должны уметь строить чертежи не только традиционном способом на бумаге, но и с использованием различных программ для построения чертежей. Например, в нашей школе участница работала в программе Valentina.
Нельзя не отметить, что перед этим программу нужно было освоить педагогу. И так во всем: сначала учишься сам, затем реализуешь задуманное со своими учениками. После моделирования чертежей участницы выбирают материал и приступают к изготовлению коллекций.
Виктория Жарова, 11 класс, гимназия имени Н.В. Пушкова, победительница
Я полюбила технологию благодаря моей учительнице Екатерине Сергеевне Варенковой.
Наши уроки всегда проходили в разном формате: мы и шили, и моделировали, и рисовали эскизы, и изучали теорию (модельеров, историю моды, историю костюмов), да и просто различные узоры, виды ткани. Эти знания дают большой фундамент как для участия в олимпиаде, так и для дальнейшей работы в этой сфере.
Еще у нас есть отдельная секция в рамках уроков технологии, где мы создаем коллекции одежды, как на олимпиаде, устраиваем показы, выступаем в роли моделей. Каждый может поучаствовать и внести свой вклад.
Концепция моего проекта заключается в создании простых геометрических форм в силуэтах и в добавлении подвижных элементов, которые могут трансформироваться в новые решения образа, что позволяет подчеркнуть индивидуальность и необычность женщины. Также эти подвижные элементы дают ощущение свободы в движении, пластичности, в результате чего возникает чувство комфорта и уверенности.
В основу легли киматические рисунки, которые я получила в ходе опыта со звуками.
Екатерина Варенкова, учитель технологии и изобразительного искусства гимназии имени Н.В. Пушкова
Технология — это область, где сошлись разум, душа и талант создавать своими руками. А таланту необходимо «прорасти». Когда в молодом человеке выявляются эти три качества, он счастлив!
На уроках я стараюсь создавать пространство для творчества. В начале работы над изделием я предлагаю девочкам «примерить» на себя специальность модельера и пройти путь создания коллекции.
Также девчонки выполняют разные кейсовые задания — я беру их с сайта олимпиады и готовлю сама.
Всегда рекомендую посещать все тематические выставки, на которые и сама с удовольствием хожу, после них мы всегда делимся впечатлениями.
Я всегда говорю своим девочкам, что все, что связано с технологией швейных работ, будет идти с ними по жизни. Даже если их навык в пошиве и создании изделия не будет достаточно высоким, чтобы связать судьбу с профессией модельера, они все равно будут разбираться в том, что носят, какого это качества и стоит ли потраченных денег.