Интервью с тренером сборной Москвы по китайскому языку Дмитрием Русаком

Совсем недавно, в 2022 году, Дмитрий Васильевич Русак вступил в сборную Москвы по китайскому языку. А до этого он сам был членом Сборной, прошёл через многие трудности, с которыми легко столкнуться во время подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по китайскому языку. Дмитрий Васильевич дал интервью, где он поделился своими впечатлениями о китайском языке и о сборной в целом.

Как Вы начали изучать китайский язык? Кто был Вашим первым учителем?

Мое знакомство с китайским языком началось еще в детстве — с самых первых дней обучения в школе. С 1 по 11 класс я обучался в Школе №1948 с углубленным изучением китайского и английского языков. Занятия по китайскому языку, предусмотренные программой, должны были начаться во 2 классе. Однако уже в 1 классе для нас проводили увлекательные уроки в группе продленного дня, которые постепенно давали нам общее представление о китайском языке и китайской культуре. Моим первым учителем китайского языка стала Татьяна Леонтьевна Лазарева. Помню удивительные и интересные первые занятия по фонетике и каллиграфии! Это был весьма необычный опыт, уроки были совсем не похожи на остальные, что увлекало еще больше. Более того, в классе Татьяны Леонтьевны была особая атмосфера. Кабинет был красиво оформлен в китайском стиле – на стенах висели иероглифические надписи, в шкафах стояли книги на китайском языке, с полок на нас смотрели панды (их было великое множество), загадкой поражали разные причудливые предметы и сувениры из Китая, на партах перед нами были красивые тетрадки. Все это еще больше заряжало на учёбу, мотивировало узнавать как можно больше нового!

Что вы считаете самым сложным на пути изучения китайского языка?

Думаю, что самое сложное – это привыкнуть к мысли, что изучение любого языка – процесс весьма продолжительный, который может быть даже длиною в жизнь. Несколькими месяцами занятий не отделаться! Чтобы обладать высоким уровнем языка, необходимо ежедневно находить в себе силы искать и узнавать новое, повторять изученное и, конечно же, практиковаться. Кроме того необходимо понимание культуры и истории страны и народа. Также открытием когда-то стал собирательный характер китайского языка. Тот язык, который обычно изучают, — это китайский язык путунхуа (общепринятый язык). Фактически же для китайского языка характерна региональная дифференциация – существует достаточно большое количество региональных языков. При общении на китайском языке в разных регионах Китая к этому нужно быть готовым.

Когда Вы начали преподавать китайский язык, и с какими трудностями Вы сталкивались?

Для меня основная трудность – ограниченность времени. Преподавателю необходимо постоянно как учить учеников, так и учиться самому. И то и другое требует времени и сил! При этом внутреннее стремление узнавать новое поистине заряжает силами, что делает процесс преподавания более эффективным.

Как сделать процесс изучения китайского языка и интересным и продуктивным одновременно?

Думаю, что начать необходимо с постановки цели. После этого ежедневно делать то, что будет приближать вас к ней – выполнять хотя бы самые малые задачи.
В изучении языка важна регулярность и системность занятий. Также нельзя останавливаться перед трудностями. Нужно быть к ним готовыми и настроиться спокойно и методично преодолевать их самыми разными способами. Также никогда не ставьте себе ограничений в обучении. Это гарантирует вам продуктивность!

Разумеется, изучение языка должно быть интересным. Помимо регулярной работы с учебными пособиями стоит самостоятельно обращаться к дополнительным источникам знаний (чем больше, тем лучше!). Ими могут быть фильмы, книги и журналы, научные публикации, социальные сети, знакомые и друзья, разделяющие ваши увлечения; мастер-классы, интеллектуальные соревнования и конкурсы, путешествия и многое другое. Каждый источник по-своему интересен! Главное, чтобы процесс обучения был интересным и увлекательным именно для вас!

Для многих языковым барьером является отсутствие языковой среды. Что можно предпринять для преодоления такой проблемы?

Языковая среда – важный элемент в овладевании языком. Здесь дело не только в постоянном общении и чистой практике языка. Это еще и погружение в культурную среду, повседневную жизнь, в атмосферу, в которой звучит язык. Опыт этот бесценный! Он, по моему мнению, незаменим и необходим каждому!

В то же время погружение в языковую среду можно начать и находясь в своей стране. Нужно искать любые возможности общения с носителями языка или с людьми, которые его давно учат и используют в повседневной и профессиональной жизни.

Во-первых, хорошим традиционным способом взаимодействия с носителями является общение в социальных сетях. Общайтесь там со своими китайскими друзьями, например, на платформе WeChat – обязательно подключайтесь к ней (и пусть вас не останавливает непростой способ регистрации – с подтверждением аккаунта по QR-коду!).

Во-вторых, в настоящее время во многих школах и университетах существуют сообщества, которые объединяют молодых китаистов. В число их членов часто входят и этнические китайцы. В таких сообществах огромное количество возможностей для общения!

В-третьих, доброй традицией во многих школах стала организация регулярных телемостов. Это не только прекрасная возможность попрактиковать китайский язык и познакомиться с культурой Китая из первых уст, но и отличная площадка для продвижения русской культуры в Китае. В таких мероприятиях обязательно нужно участвовать! Здесь можно выработать навыки выступлений на иностранном языке, здесь формируется дружба между российской и китайской молодежью. Имейте в виду, что вы также можете найти или придумать свой способ общения на китайском языке!

Когда Вы начали работать в сборной Москвы по китайскому языку, и чем уникальна наша сборная?

Моя работа в сборной Москвы в качестве тренера началась относительно недавно – в 2022 году. До этого, в школьные годы я сам был членом Сборной. И сейчас особенно приятно делиться полученным опытом и самому давать новые знания. Для меня это огромная честь!Наша сборная уникальна своим неповторимым составом.

С одной стороны, это наш уникальный тренерский состав – большие специалисты с передовым опытом, которые всегда открыты к общению, помогают разобраться с вопросами любой сложности, направляют учеников, прививают любовь к новым знаниям, вдохновляют собственным примером!

С другой стороны, уникальные ребята – способные, талантливые, мотивированные, заинтересованные, старательные и трудолюбивые! Своим стремлением к знаниям они формируют удивительную атмосферу в Сборной, заряжая на обучение новых членов, и даже преподавателей!

Свои знания ребята подтверждают на разных этапах Всероссийской олимпиады школьников. Из года в год наша Сборная демонстрирует все более выдающиеся результаты. И это – результат нашей совместной плодотворной работы.

Какие советы Вы дадите будущим китаистам?

Во-первых, ставить перед собой достойные цели и приближаться к ним ежедневно! Не бояться больших объемов задач, информации и учебных материалов.

Во-вторых, постоянно самосовершенствоваться, искать для себя новые источники информации, новые знания и новые возможности, постоянно совершенствоваться и получать как можно больше опыта, не бояться ошибок.

В-третьих, постоянно участвовать в конкурсах и интеллектуальных соревнованиях, таким образом оценивая свой уровень языковой подготовки и сравнивая его с лучшими в этом деле.

В-четвертых, участвовать в деятельности сообществ для молодых китаистов. Там можно получить не только новые знания и навыки, но и найти друзей и коллег, с которыми вы наверняка продолжите сотрудничество и совместную работу в будущем.

Какой аспект олимпиады Вам больше всего нравится преподавать и почему?

На самом деле каждый аспект олимпиады интересен по-своему, и я с большим увлечением веду занятия по каждому из них. Однако лично для меня особый интерес представляет межкультурное лингвострановедение России и Китая. Лингвострановедение дает представление об истории, культуре, географии, экономике и политике страны изучаемого языка. Мне с детства нравилось путешествовать, читать и узнавать разные страны и культуры. И очень приятно, что можно этими знаниями делиться, обсуждать с ребятами и вместе с ними формулировать новые вопросы и искать на них ответы.

С какими трудностями могут столкнуться ребята во время подготовки?

Главная трудность – большие объемы информации, которую необходимо изучить, понять, запомнить и отработать во время подготовки. На первый взгляд может показаться, что это нереально. Однако это не так. Чтобы добиться успеха, нужно лишь правильно спланировать процесс подготовки и систематически, терпеливо выполнять этот план, что мы и делаем с ребятами в Сборной.

Здесь стоит помнить знаменитую пословицу: терпение и труд всё перетрут, у которой есть аналог и на китайском языке: 只要功夫深,铁杵磨成针 (zhǐ yào gōng fu shēn, tiě chǔ mó chéng zhēn). Обладая целеустремленностью, трудолюбием, терпением и уверенностью в своих силах, вы обязательно преодолеете любые трудности и будете одерживать все новые и новые победы на своем жизненном пути!