Как воспитать чемпиона: истории мам олимпиадников
Успех на олимпиаде — это, безусловно, результат упорной работы и постоянного поиска мотивации. Однако на пути к успеху не менее важна поддержка близких людей, особенно родителей. В честь Дня матери мы поговорили с мамами трёх участников олимпиад — Любовью, Татьяной и Нелей. Они рассказали нам о своём вкладе в воспитание чемпиона.
Ранняя тяга к знаниям
Обычно путь к олимпиадам начинается задолго до того, как ребёнок впервые принимает участие в интеллектуальных соревнованиях.
Так и Матвей Васияров, ученик Школы ЦПМ, победитель ВсОШ по химии и призёр ВсОШ по биологии, ещё в дошкольные годы заинтересовался окружающим миром.
«Матвей обожал наблюдать за природой, животными, насекомыми, читал книги про космос и океаны. Я с самого начала помогала ему: покупала энциклопедии, которые были бы ему интересны, отвечала на вопросы. Позже мы подарили Матвею микроскоп: помогли разобраться с ним, а дальше он уже сам, без всякой дополнительной мотивации проводил свободное время, рассматривая насекомых.
Параллельно с этим в начальной школе Матвей увлёкся иностранными языками — английским, французским, испанским, но всё-таки большее внимание уделял естественным наукам. Когда стало понятно, что он хорошо разбирается в мире вокруг, я предложила ему в четвертом классе написать Московскую олимпиаду школьников по географии и биологии за пятый класс. Он уже тогда выступил успешно, и я очень им гордилась!» — рассказывает мама школьника Любовь.
Татьяна, мама Платона Качалина, который уже в шестом классе стал призёром регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, а в восьмом прошёл на финалы ВсОШ по химии и астрономии, поделилась тем, что она делала, для того чтобы поддержать интерес сына к науке:
«Платон заинтересовался астрономией в четыре года. Начал много читать, мы предсказуемо отвели его в планетарий, позже Платон увлёкся переменными и сверхновыми. Чтобы поддержать интересы сына, мы максимально дали ему свободу действий: перевели на индивидуальный план в школе, обеспечивали присутствие на олимпиадах и конференциях от Питера до Новосибирска, покупали профильные приложения и книги».
А Шахрияр Ахмедов становился призёром заключительного этапа ВсОШ по биологии три раза подряд — в седьмом, восьмом и девятом классах.
И о том, что школьника ждёт успех, было понятно с раннего детства. Об этом рассказала мама Шахрияра Неля: «Я заметила интерес сына к пяти-шести годам, когда он увлёкся анатомией человека.
Он смотрел мультфильмы на эту тему, читал книги и на день рождения в семь лет попросил большой атлас по анатомии. Я стараюсь поддерживать Шахрияра, вовлекаясь в его интересы, и показываю, насколько мне важно то, чем он занимается».
Сложности в начале пути
Талантливые школьники опережают сверстников по уровню знаний, и из-за этого им иногда становится скучно на занятиях в школе. Матвей Васияров тоже столкнулся с этой проблемой, но его педагоги быстро её решили:
«Иногда Матвей приходил домой и говорил, что всё, что проходят в школе, он уже и так знает, будто бы постепенно терял мотивацию. Однако учителя школы имени Артема Боровика, где мы тогда учились, проявили чуткость: они стали давать дополнительные задания, повысили требования к Матвею, чтобы он не заскучал. Нам очень повезло с классом, потому что в нём училось много талантливых ребят, с которыми Матвею было интересно общаться. Разумеется, большое место в учебе занимали и занимают курсы в Центре педагогического мастерства. С седьмого класса Матвей посещает занятия по биологии, а с восьмого — по химии», — вспоминает Любовь.
С некоторыми препятствиями сталкивался и Платон Качалин, преодолевать их помогала его мама: «В начале пути мы были одни. Попасть на занятия для старших было практически невозможно, и я очень рада, что теперь ситуация изменилась.
В своё время я участвовала в конференции педагогов дополнительного образования Москвы и постаралась донести мысль, что умные, но «неудобные» дети — это те, кто будет двигать вперёд науку».
Поиск мотивации
При участии в интеллектуальных состязаниях ключевую роль играет мотивация. Однако при интенсивных занятиях может наступить выгорание. Чтобы его избежать, Матвей, например, постоянно сменяет виды деятельности: «Важно чередовать интеллектуальные и физические активности. Например, когда Матвей приходил с карате уставший, он обычно читал что-то или смотрел познавательные видео на YouTube. И нужно, конечно, находить время, чтобы получать удовольствие — слушать музыку, смотреть кино. Туристические поездки тоже позволяют разнообразить досуг. Недавно мы ездили в Ростов Великий и планируем расширять географию путешествий. Качественный отдых крайне важен для успеха на интеллектуальных состязаниях — это то, что я транслирую сыну с раннего детства», — делится опытом Любовь.
А Неля, мама Шахрияра, иногда берёт инициативу в свои руки, чтобы мотивировать сына: «Мотивация часто приходит к Шахрияру сама, а я помогаю ей развиться. Часто бывает так, что если он чем-то увлечётся, он буквально утопает в увлечении. Например, он решил, что хочет изучать французский, и я ему нашла учебник по этому языку. А через год появилось желание учить японский, и тогда я ему купила карточки-запоминалки. Кто бы знал, что после длинного периода огромной любви к биологии он с таким же желанием уйдёт в физику, сейчас он может по 12 часов, не вставая, решать задачи и восхищаться этим предметом».
Совместное преодоление трудностей
Путь практически любого олимпиадника состоит из взлётов и падений, это неотъемлемая часть успеха. К Матвею Васиярову он пришёл не сразу. Несмотря на то, что он интенсивно занимался химией и биологией в средней школе и уже в восьмом классе прошёл на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников, тогда стать призёром ему не удалось. Любовь поделилась тем, как они с сыном восприняли эту неудачу:
«Матвей — это человек, который относится ко всему достаточно просто. После двух его неудач в восьмом классе я переживала, что он не захочет больше заниматься предметами, думала, что буду делать, чтобы мотивировать его. Но мотивировать не пришлось. Матвей вернулся и с прежним усердием принялся за подготовку. Наверное, дело в том, что, когда по-настоящему что-то любишь, не нужна мотивация извне. И я по-настоящему горжусь сыном, тем, что он не сдался и уже в девятом классе стал абсолютным победителем по химии и призёром по биологии».
Татьяна, мама Платона Качалина, рассказала о своём опыте эмоциональных потрясений: «В прошлом олимпиадном сезоне было эмоционально очень сложно, когда два заключительных этапа Платону не дались, один из которых на полбалла. Очень надеюсь, что самые счастливые олимпиадные моменты ещё впереди. А сейчас я радуюсь всем успехам этого года».