Новый формат сборной по экологии
С 2022 года в сборной Москвы по экологии появилась новая практика — привлекать выпускников ЦПМ в качестве наставников для школьников. Похоже, такому решению рады все: тренеры получили помощников, вчерашние олимпиадники не расстаются с любимой командой, а школьники показывают высокие результаты на соревнованиях. Как возникла идея нового формата сборной и как она работает, рассказали преподаватели и наставники.
Главный тренер сборной Москвы по экологии Наталья Пономарёва о новом формате работы
«Экология становится всё более популярной, и желающих заниматься в олимпиадной сборной, по крайней мере в Москве, сейчас много. А ресурсов, честно говоря, не хватает. И если бы подготовкой ребят занимались только ведущие тренеры, у них на всех не хватило бы ни сил, ни времени. Именно поэтому подключили ребят, которые сейчас являются студентами, но когда-то были участниками сборной и получили дипломы заключительного этапа ВсОШ.
В тренерском составе теперь есть три категории: первая — это ведущие преподаватели с большим опытом работы, учёными степенями. Как правило, они читают в сборной лекции. Вторая категория — это младшие тренеры.
Они являются выпускниками сборной, совсем недавно закончили свой олимпиадный путь, имеют дипломы победителей и призёров заключительного этапа ВсОШ. И третья группа — наставники. Они не являются штатными сотрудниками, работают на добровольной основе.
Чем же занимаются наставники? Они помогают ребятам готовиться к зачетам, объясняют те темы, которые у них не получаются. У одного наставника обычно не больше пяти ребят.
Благодаря новому формату работы мы увеличили успешность на довольно-таки высокий процент. В этом году сборная показала очень хорошие результаты: 75 человек стали призёрами и победителями заключительного этапа».
«В старшей школе я обучался в биоклассе АПО — совместном проекте Ассоциации победителей олимпиад и Центра педагогического мастерства. Благодаря этому я смог реализовать свой потенциал в олимпиадной биологии и экологии. Сейчас мы с командой готовимся к старту занятий, формируем состав сборной. Я буду наставником у ребят из группы кандидатов в сборную. На семинарах мы будем разбирать трудные вопросы и тренироваться решать олимпиадные задания».
«Когда училась в школе, я ходила на занятия со сборной по биологии. У нас всегда кроме основного обучения были также дополнительные олимпиадные курсы с углублённым изучением биологии и курсы от ЦПМ по подготовке к ЕГЭ.
В сборной я работаю второй учебный год. Сейчас я провожу семинары для начинающих ребят, во время выездных мероприятий читаю лекции, делаю со школьниками проекты. В прошлом году мы запустили проектную лабораторию вместе с Детским технопарком на территории РГУ им. А.Н. Косыгина. Я веду занятия в проектной лаборатории, читаю лекции на нестандартные темы по экологии, делаю проекты с ребятами. В прошлом году у нас было несколько направлений, среди которых биоиндикация и биотестирование, переработка тканей, создание из биоразлагаемых материалов предметов творчества. В этом году мы планируем привлечь больше школьников к работе в Технопарке, открыть новые направления (апсайклинг и ресайклинг, работа с альтернативными источниками энергии)».
«На данный момент я работаю тренером в московской сборной по экологии, готовлю подрастающее поколение к олимпиаде, провожу семинары, делюсь своими знаниями и опытом, помогаю ребятам писать проекты. Выезжаю на очные сборы по экологии, где мы плодотворно занимаемся проектной деятельностью и готовимся к теоретическому этапу олимпиады».
Луиза Дудкина. Призёр ВсОШ по экологии, МОШ и олимпиады «Ломоносов» по экологии. Студентка Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М Сеченова (стоматологический факультет)
«На данный момент мы организуем Дискуссионный экологический клуб, доступный для ребят со всей России. В сборной я веду лекции и семинары для основного состава по темам экологии современности, консультирую ребят в рамках проектной деятельности».
Арина Зарипова (слева). Победительница ВсОШ по экологии, призёр олимпиады «Ломоносов» по экологии, Всесибирской олимпиады и олимпиады СПбГУ по биологии и медицине. Студентка МГИМО МИД России (Институт международной торговли и устойчивого развития, направление «Международные экономико-экологические проблемы»)
«До того как начать работать в ЦПМ, я преподавала на кафедре экологии Ассоциации победителей олимпиад. Проводила занятия в школах, помогала школьникам понять основы для школьного и муниципального этапов ВсОШ по экологии, вела кружки.
Сейчас я SMM-менеджер сборной. Я бы назвала себя серым кардиналом, поскольку не нахожусь в тесном контакте со школьниками, как другие тренеры, но выполняю ряд важных обязанностей — популяризирую информацию о сборной Москвы по экологии в социальных сетях. Веду группы, чаты и сайты, выкладываю анонсы о важных событиях из олимпиадного мира, редактирую расписание и презентации. На мне — информационное обеспечение как участников сборной, так и людей со стороны, которые интересуются экологией».
Алина Арсланова. Победительница ВсОШ по экологии, лауреат Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ Д.И. Менделеева, победитель конференции «БиоХим», призёр Балтийского научно-инженерного конкурса. Студентка МГИМО МИД России (Институт международной торговли и устойчивого развития, направление «Международные экономико-экологические проблемы»)