Московские школьники стали победителями на Открытой всероссийской олимпиаде по робототехнике «От кода к взлёту»

В Москве объявили победителей и призёров первой Открытой всероссийской технологической олимпиады по робототехнике «От кода к взлёту». Столичные школьники завоевали 66 медалей: 19 человек стали победителями, 47 — призёрами.

Финал соревнования проходил с 16 по 22 декабря на базе Федерального центра беспилотных авиационных систем в индустриальном парке «Руднево». За победу боролись более 350 старшеклассников из Москвы и регионов.

«Мне очень понравилась олимпиада! Особенно круто, что было три практических тура. Это совершенно разный опыт, и для каждого нужна своя подготовка. Самым необычным для меня был первый день: мы работали не со своими конструкторами, а с оборудованием от организаторов. Было непривычно, но интересно. Такие олимпиады заряжают и мотивируют. Они погружают тебя в робототехнику ещё сильнее и дают силы двигаться дальше. Я бы хотел вернуться сюда ещё раз. В будущем хочу стать инженером и заниматься разработкой роботов, и такие события только укрепляют это желание», — рассказал Владимир Даньшов, ученик 9 класса школы № 1518, ставший одним из победителей олимпиады.

Научный руководитель ЦПМ Иван Ященко рассказал о заданиях соревнования и его итогах.

«Олимпиада удалась, и ребята довольны. Задания оказались очень интересными, сложными, но участники с ними справились. Мы верили в них, когда вместе со специалистами из ведущих технологических компаний и вузов составляли эти задания. Состязание доказало: наши школьники — большие молодцы! Совсем скоро они придут в лучшие вузы страны, а представители компаний говорят, что уже сейчас готовы принять ребят на работу. Важно, что участники показали комплексные знания. Ведь для того, чтобы быть хорошим робототехником, надо с детства учить математику, физику, информатику, а ещё уметь работать руками. Сделать готовый продукт нужно без единой ошибки, иначе он не полетит.

Первое проведение олимпиады по робототехнике «От кода к взлёту» задало очень высокую планку. Задания действительно отвечают уровню Всероссийской олимпиады. И не менее важная роль соревнования — пригласить ребят в олимпиадное движение, увлечь учёбой и наукой. Робототехника мотивирует углублённо изучать математику, физику, информатику и другие предметы. В этом отношении Москва подает хороший пример: помимо того, что у нас есть классы „Математической вертикали“, ИТ-вертикали, инженерные классы, с этого года действует „Математический кружок“ — час занимательной математики во внеурочное время для каждого ребёнка в начальной школе, чтобы развивать мышление с детства», — рассказал Иван Ященко.

Школьники продемонстрировали знания на теоретическом и практическом турах. Задания были подготовлены по двум направлениям ― беспилотным летающим аппаратам и мобильной робототехнике. Финалисты отвечали на теоретические вопросы, настраивали дроны и разрабатывали алгоритмы для полёта беспилотников с обходом препятствий и распознаванием меток, программировали мобильных роботов для автономных миссий на полигоне. Для работы им предоставили 150 беспилотников, 32 стола с оборудованием для мобильной робототехники, 16 дрон-сеток и 400 компьютеров.

В организации олимпиады принимали участие технологические компании и эксперты. Так, «Геоскан» выступила соорганизатором направления летающей робототехники для 9 класса и обеспечила техническую и методическую часть его проведения.

«Для школьников это соревнование стало полноценным инженерным опытом, а не выполнением обычных олимпиадных заданий. Участники работали с алгоритмами управления беспилотниками, проверяли их в симуляторе и затем выполняли полеты на реальных коптерах. Такой подход позволяет ребятам понять, как программные решения влияют на поведение техники в пространстве, и дает осознанное представление о том, с чем сталкиваются инженеры и разработчики беспилотных систем», — рассказал заместитель генерального директора по направлению «Образование» компании «Геоскан Москва» Даниил Золотник.

А группа компаний «Прикладная робототехника» отвечала за направление по летающей робототехнике для учеников 10 класса.

«Мы предложили ребятам познакомиться с учебным дроном с модулем технического зрения и различными периферийными устройствами для прохождения трассы в рамках небольшого и веселого задания „Дрон-биатлон“.  Участникам нужно было определять метки на соревновательном полигоне и, используя имитацию игрушечного пистолета, поражать мишени», — рассказал Сергей Ермишин, операционный директор организации.

Финалисты были приглашены по итогам отборочного этапа. В нём приняли участие 2000 столичных старшеклассников. Соревнование проходило онлайн. Лучшие участники показали не только техническую грамотность, но и способность к инженерному мышлению и аккуратной отладке алгоритмов.

Открытая всероссийская технологическая олимпиада по робототехнике «От кода к взлёту» проходит в рамках Московской олимпиады школьников по робототехнике, которую организуют с 2015 года. Победа в состязании даёт льготы при поступлении в ведущие технические вузы России, среди которых Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Университет науки и технологий МИСИС и Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 

Организаторами олимпиады выступили Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также Департамент образования и науки города Москвы. Подробная информация об олимпиаде «От кода к взлёту» опубликована на сайте.