Изучать иероглифы с нуля и знать о Китае всё: сборная Москвы по китайскому в воспоминаниях выпускников
Всероссийская олимпиада по китайскому языку впервые прошла в 2016 году. Тогда же в Центре педагогического мастерства стартовали регулярные занятия для подготовки к соревнованиям по этому предмету. Мы поговорили с тремя выпускниками ЦПМ, одними из первых учеников сборной по китайскому, и узнали, как продолжился их путь и что они вспоминают о подготовке к олимпиадам в школе.
Дмитрий Русак, выпускник МГИМО, заведующий кафедрой дальневосточных языков Центра языков стран Европы и Азии, старший тренер сборной Москвы по китайскому языку
Со сборной по китайскому языку у меня связаны самые теплые воспоминания. Я попал в неё, когда учился в 10 классе, и сразу ощутил настоящий культурный шок. Занятия сильно отличались от уроков в школе. Казалось, что мои новые одногруппники знают буквально всё о Китае и китайском языке. А тренеры были очень энергичными, любящими своё дело людьми, преподавателями ведущих российских вузов.

Самый ценный опыт, который я приобрел за время занятий в ЦПМ, — это навык практического использования китайского языка. Он пригодился мне и в дальнейшем: поступая в МГИМО, я легко справился со вступительными испытаниями и попал в продолжающую группу с китайским. В МГИМО по языкам традиционно высокая нагрузка, но адаптироваться к ней было несложно после пар по различным аспектам китайского в ЦПМ.
Ключевым оказался опыт изучения Китая — не только языка, но и культуры, истории, географии, основ политического устройства и экономики. С восхищением вспоминаю курс по лингвострановедению Китая в МГИМО. Его нам вёл Владислав Владиславович Круглов — главный тренер сборной Москвы. Незабываемой была и практика общения с этническими китайцами — носителями языка. А ещё мы регулярно посещали мастер-классы в московских вузах — МГИМО, МГУ, МГЛУ и даже СПбГУ (ездили туда всей сборной)!
В ЦПМ я познакомился с единомышленниками. С некоторыми ребятами поступали вместе в МГИМО: с кем-то мы оказались в одной группе, с кем-то — на одном факультете, с кем-то — на разных. Помню, как обменивались впечатлениями при сдаче вступительных экзаменов, а затем — после поступления. Со многими до сих пор на связи.
Ян Юйоу (Марина), победитель Всероссийской олимпиады по китайскому языку в 2018 году, выпускница МГЛУ, технический переводчик в российском представительстве китайской фабрики по электротехническому оборудованию
С главным тренером сборной по китайскому Владиславом Владиславовичем я знакома еще с 2016 года, именно в этом году впервые состоялся всеросс по этому предмету. Я показала не самый высокий результат, так как не разбиралась в письме. Несмотря на то что я чистокровная китаянка, выросшая в России, за письменную часть тогда я получила 0 баллов. Это поражение стало для меня переломным моментом: я всерьёз решила заняться китайским языком и сделала большой прогресс, занимаясь в ЦПМ. Я не только стала лучше говорить на китайском, но и погрузилась в страноведение и письмо. В итоге моё сочинение на заключительном этапе спустя два года оценили на максимум.
Победа на всероссе дала мне возможность поступить в лучший лингвистический университет страны без вступительных экзаменов. Хотя в вузе моим вторым языком был португальский, опыт, полученный в ЦПМ, трудолюбие, стремление к знаниям, дух соперничества помогли мне успешно окончить вуз и получить высокооплачиваемую работу в сфере технического перевода с китайского на русский и с русского на китайский.
Григорий Тютюник, победитель ВсОШ по китайскому в 2016 году, выпускник МГИМО, директор по работе с китайскими корпоративными клиентами в ПАО ВТБ Банк
С момента моего участия во Всероссийской олимпиаде школьников по китайскому языку прошло уже почти 9 лет. Оглядываясь назад, я понимаю, что это было прекрасное время, которое подарило много ярких воспоминаний. Одно из самых ярких — сборная по китайскому языку. Несмотря на то, что олимпиада школьников — это личное, а не командное соревнование, у нас сложились превосходные отношения. Все шли к единой цели, вместе учились, общались и просто хорошо проводили время.
Благодаря индивидуальному подходу преподавателей ЦПМ мне удалось понять свои сильные и слабые стороны. Я научился контролировать себя, холодно и точно рассчитывать силы и грамотно распределять усилия во время сложных задач или проектов. Именно эти навыки я и применяю сегодня в работе.
Во время занятий в ЦПМ я познакомился со многими интересными, яркими и харизматичными людьми. Знания, полученные в сборной, пригодились во время учёбы в университете: опыт быстрого усвоения информации и работы с новым материалом помогал как на парах по китайскому языку, так и на других занятиях.

Текст: Полина Кулалаева