Всероссийская олимпиада школьников по экономике: цена победы
Как прогулять урок английского так, чтобы стать призёром олимпиады по экономике? В чём секрет успеха абсолютного победителя ВсОШ? Какие задания запомнились больше всего? Об этом нам рассказали победитель и призёр заключительного этапа олимпиады по экономике.
Рамиль Назмеев, абсолютный победитель, 11 класс, школа 57
Первый раз на всеросс по экономике я приехал в 8-м классе. Помню, тогда я очень усиленно готовился – прорешал кучу разных сложных и интересных задач, прочитал много книг за год (среди прочих, «Фрикономика»», «Суперфрикономика», «Экономист на диване», «Экономист под прикрытием», «Голая экономика»). Это был невероятно продуктивный год, тогда мне получилось завоевать диплом победителя с 4-м абсолютным местом, соревнуясь с ребятами из 9 класса.
В этом году я не так много готовился, в основном просто читал различные статьи про финансы и макроэкономику, которые мне интересны.
Перед всероссом я попросил у своего хорошего друга Сёмы Морозова (абсолютный победитель ВсОШ по экономике в 2019 году — прим. ред.) совета — как лучше подготовиться к олимпиаде, когда, кажется, уже всё знаешь и уверен в своих силах. Сёма посоветовал обратить внимание на свои слабые места в количественных задачах и повторить некоторые концепции из качественных задач. Я знал, что у меня есть трудности с задачами на КПВ. Собственно, над тем, чтобы чувствовать себя уверенно в этом вопросе, я и работал. В итоге среди заданий на туре хочу отметить задачу Алексея Суздальева как раз по этой теме, про вычитание КПВ.
Ощущения от олимпиады довольно скомканные. Всеросс проходил в сокращенном формате. Обычно для него отводится целая неделя, после туров можно вместе погулять по просторной территории или пойти купаться в бассейн. В этом году всего этого не было – нас расселили по разным гостиницам, команду Москвы не выпускали гулять по городу. Это очень грустно, потому что всеросс — это не про диплом, а про друзей и воспоминания. Это место, куда съезжаются 300-350 суперклассных человек со всей страны, все эти ребята безумно интересные и приятные люди.
Не было открытия и закрытия (дистанционное завершение не считается). Торжественное офлайн-закрытие олимпиады для многих является чем-то особенным. Эта атмосфера, когда все сидят в одном зале, ведущие называют твою фамилию — ты выходишь на сцену под громкие аплодисменты твоих друзей и знакомых. Ты стоишь на сцене, тебе вручают диплом, к которому ты шёл весь год. Это момент твоего триумфа. Ты добился своей цели, к которой так долго шёл, у тебя все получилось. К сожалению, эти чудесные моменты забрали у участников из-за ограничений пандемии. Это грустно, но хорошо хоть всеросс провели, а не отменили, как в прошлом году.
В этом году я очень сильно хотел стать абсолютным победителем, это было моей мечтой ещё с 8 класса. После туров, когда я только увидел свои результаты, у меня стоял 81 балл, я знал, что есть ребята, которые набрали больше, и, честно сказать, я отчаялся, казалось, шансов больше нет. Тем не менее решил побороться и попробовать поднять себе баллы. Я очень серьезно отнесся к этому делу, ведь шанс был только один, и нужно было его использовать по максимуму. Долго составлял текст апелляций, подкреплял свою точку зрения научными статьями, где-то показывал, что у меня не заметили часть решения. Я отправил тексты апелляций в личном кабинете за 2 минуты до дедлайна, спокойно выдохнул и просто начал ждать. Всего я хотел поднять 8 баллов. Вечером я проверил и обнаружил, что мне подняли 4 балла, потом еще 2 и ещё 2. У меня теперь стояло 89 баллов, но я не спешил радоваться, потому что другие ребята ведь тоже могли поднять достаточно баллов и обогнать меня. На дистанционном закрытии, когда начали объявлять призёров и победителей, я начал переживать, получится или нет. В итоге получилось!
Это было абсолютной неожиданностью для меня, я до конца не мог поверить, что у меня получилось сделать это. Оказалось, что 88 баллов набрала моя подруга, Алина Тимошкина, с которой мы знакомы очень давно. У нее был максимальный балл до апелляции, она была бы первой, если бы я не поднял себе баллов. И очень здорово, что при таком исходе мы искренне порадовались друг за друга. Мне нравится, что друзья на всероссе остаются твоими друзьями, а не становятся конкурентами.
Даня Тагиров, призёр, 9 класс, Школа ЦПМ
Началось все с того, что в 8 классе я захотел прогулять урок по английскому, в тот день как раз проходил школьный этап олимпиады РОШ по экономике (замена ВсОШ в Татарстане для младшеклассников). Прогулять не получилось, но я стал победителем. Так добрался до республиканского этапа и, ботая всего неделю, стал победителем. Тогда у меня начали появляться мысли об учебе на экономиста. Я ботал около 700-900 часов, но весь процесс мне был безумно интересен. Вот так и взял всеросс. До этого увлекался математикой и физикой, правда, супер крутых результатов не было.
Я часто задавал себе вопрос, чем мне интересна экономика. В начале меня, наверное, привлекали перспективы, но позже я увидел в ней свою неповторимую красоту, нашёл то, чего не видел в математике, — различные взаимосвязи между вещами, которые на первый взгляд не очевидны. Мне также нравятся задачи с красивыми идеями, особенно если эту идею я сам нашёл. Прикольно после решения задачи посидеть и подумать, как ещё это можно использовать и где.
Честно говоря, я поехал на всеросс не только за победой, но и для того, чтобы кайфануть от задачек и всей атмосферы. Во время олимпиады я познакомился с Иваном Кормишкиным, благодаря ему я практически не волновался за олимпиаду. Мне многое запомнилось, например, как перед первым туром ребята принесли пиццу, когда я уже собирался спать, пришлось встать и пойти с ними, так и проговорили полночи. Было круто! Также помню, как встретил преподавателя, Александра Филатова, которого до олимпиады смотрел на ютубе, я тогда очень обрадовался, с удовольствием пообщался с ним. Я доволен своим результатом, но хотелось бы, конечно, стать победителем. В следующем году обязательно осуществлю свой план.
Я бы хотел поблагодарить мою маму Светлану Викторовну Аблязову, бывшего учителя экономики Рима Камилевича, руководителя направления экономики в Школково Александра Романовича и, конечно, всех своих друзей, без них я бы вряд ли достиг такого результата.
Материал подготовлен в рамках проекта Всеросс-live наших друзей из Ассоциации победителей олимпиад
Автор: Ярослава Полякова