«Не существует стоящих книжек по лексике и грамматике, которых бы я не прорешал»: победитель ВсОШ по английскому языку Арсений Емельянов
12 апреля в Москве закончился заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку. Опыт финалистов различен: кто-то заинтересовался олимпиадным движением лишь в последний школьный год, кто-то участвует уже в третий или даже четвертый раз. История нашего сегодняшнего героя не похожа на остальные: Арсений Емельянов принял участие в финале в пятый раз. Он рассказал нам о том, как начал писать олимпиады в 3 классе, поделился тем, что помогло ему избежать выгорания, и посоветовал ресурсы для подготовки к олимпиадам по английскому языку.
Как ты узнал об олимпиадах и почему решил начать ими заниматься?
Первый муниципальный этап за 7 класс я написал ещё в третьем. Идея участвовать во ВсОШ была органичным продолжением изучения языка: как только я начал учить английский в 6 лет, родители и преподаватель предлагали мне разного рода олимпиады и соревнования. Поначалу менее серьёзные, вроде «Британского Бульдога», а потом и ВсОШ.
В детстве я увлекался многим: от плаванья до музыкальной школы, и от меня ждали серьезного отношения к тому, чем я занимался. Так, в 8 лет мне пришлось выбирать между продолжением карьеры
шахматиста и продолжением изучения английского. Дело в том, что к тому моменту я входил в тройку лучших юношей-шахматистов своей области и уже побывал на чемпионате России, но профессиональные шахматы требовали полной самоотдачи. Я выбрал английский и теперь играю в шахматы ничуть не лучше своих сверстников.
Как развивалась твоя олимпиадная история?
С 3 класса я изучал английский углубленно. Уже в 4 классе я занял первое место в Великом Новгороде (там я учился до 10 класса) среди 7-8 классов, а в 5 классе впервые написал региональный этап для 9-11 классов, хотя и занял неутешительное 12 место. В 6 классе я начал готовиться более серьёзно и впервые поехал на заключительный этап в Казань.
Дальше история ВсОШ по английскому для меня пестрит моментами: тут и неперенесённый на бланк раздел Writing на заключительном этапе в 7 классе, и первое призовое место в прекрасном Зеленоградске в 9 классе, и уныние от того, что не стал абсолютным победителем в 10. Впрочем, я искренне рад, что меня на протяжении школьных лет интересовал в олимпиадном плане не только английский. Например, в 9 классе я ездил на заключительный этап по ОБЖ, а в этом году наконец еду на заключительный этап по русскому.
В какой-то момент, когда я понял, что у каждого предмета уникальная атмосфера и каждый предмет может дать не только знания, но и эмоции, и новые знакомства, я стал участвовать во всём, к чему хотя бы немного чувствовал интерес.
Впервые ты оказался на заключительном этапе в 6 классе. Как удалось выучить язык до такого высокого уровня в столь юном возрасте?
На самом деле, это не так сложно. Возможно, помогло ещё и то, что в английском довольно простая грамматика. Я с начальной школы участвовал в разных активностях, которые повышали мой языковой тонус и ломали барьер: четыре раза ездил на Северный Полюс с иностранными туристами, иногда проводил импровизированные экскурсии для иностранцев в своём городе, участвовал в различных конференциях, где выступали иностранцы. Ещё родители давали мне в детстве книги по истории англоговорящих стран, и классе в пятом я зачитывался толстенной книгой об истории замков Великобритании.
Как ты себя чувствовал на самых первых финалах, когда был сильно младше других участников?
Поначалу я не был уверен в своих силах, в том числе потому, что привык считать товарищей, вместе с которыми писал олимпиаду, заведомо более опытными и подготовленными. К этому добавлялся страх плохо показать себя перед членами жюри, но в целом мне было комфортно. А еще хочу добавить, что сборная Москвы правда вносит немалый вклад в твой результат – намного комфортнее учить предмет, зная, что у тебя есть несколько десятков единомышленников, с которыми ты взаимодействуешь постоянно.
Как ты готовился к олимпиадам?
До 8 класса я не очень много работал индивидуально, всё ограничивалось занятиями с моим учителем в школе, потреблением кино и литературы на английском и периодическим прорешиванием учебников. Потом я уже стал систематизировать свою подготовку и составил электронную библиотеку из нескольких сотен файлов с учебниками, которая содержит, пожалуй, все существующие вещи, которые могут пригодиться при подготовке! Она в каком-то смысле стала моей гордостью, и я говорил, что не существует стоящих книжек по лексике и грамматике, которых бы я не прорешал.
Как менялось твое отношение к английскому языку все эти годы?
Маленьким я не очень хотел тратить много времени на занятия, читать книги на английском тоже было непросто. В какой-то момент в голове щёлкнуло, и я понял, что мне правда хочется заниматься, и теперь я очень себе за это благодарен. За все эти годы мне стал близок менталитет англоговорящих стран, и я ценю возможность контактировать с их культурой. Сам язык я тоже люблю: зачастую он более лаконичен, нежели русский. Чувствуется, что, начиная участвовать в олимпиадах в 6 классе, ты всё-таки недостаточно психологически устойчив. Знания знаниями, но в необходимый момент на олимпиаде их нужно правильно воспроизводить, а ещё важно, чтобы неструктурированная, захламляющая голову информация не мешала правильным ответам. Что же касается психологии, в шестом классе на устном туре у меня случилась паническая атака из-за того, что я не очень хорошо знал формат.
Олимпиаднику важно выходить на пик своей формы в сознательном и (в том числе физиологически) зрелом возрасте, не утомлённым физически и умственно. После 10 класса я перестал себя пичкать знаниями в английском насильно, и это дало свои плоды – заключительный этап 11 класса я писал взвешенно и, насколько это возможно, спокойно. А ещё, когда олимпиадник по языкам взрослеет, он перестаёт боготворить свой второй родной язык и приходит к тому, что ценит все языки, которыми владеет.
В 2023 ты участвуешь в заключительном этапе ВсОШ по английскому в пятый раз. За это время были прочитаны сотни учебников. Как искать мотивацию повышать уровень языка, когда кажется, что есть всё, чтобы взять диплом?
Признаюсь, мотивацию в таком случае искать очень сложно. Мне казалось, что в 10 классе я был на пике своей формы, что я прорешал все существующие учебники. Не стать абсолютным победителем при таких условиях стало особенно больно, и в 11 классе я бóльшую часть времени решил уделить другим предметам, которые бы расширили мой кругозор и помогли с поступлением, – обществознанию, истории и русскому языку.
Появлялось ли за годы ощущение «всё, я устал от олимпиад»? Не терялся ли азарт от участия в состязаниях?
Появлялось. Говорят, что те, кто долго ботали, потом не могут построить свою жизнь иначе. Я же уверен, что не буду сокрушаться, если бессонные дни, проведённые за учебниками, останутся в прошлом.
Что удивительно, так это то, что азарт от олимпиад я никогда полностью не терял: в 11 классе я всё так же переживал из-за баллов и интересовался мельчайшими организационными деталями, как и в шестом. Наверное, это поддерживается само собой: мне сложно представить себя без ВсОШ по английскому. Когда ты настолько эмоционально вовлечён в происходящее вокруг тебя, сложно не заботиться о результатах.
Что для тебя значит участие во ВсОШ?
Всероссийская олимпиада школьников – это про людей. Если повезёт, ты найдёшь тех, кто останется с тобой надолго. Если повезет чуть меньше – тех, кого надолго запомнишь. Можно, конечно, сказать, что участие во ВсОШ – это эмоции и опыт, и тоже быть правым, in a way.
Наверное, я бы посоветовал каждому школьнику поучаствовать хотя бы в одном всероссе. Единственное, не следует списывать и эмоционально выгорать от слитых регионов тоже не стоит. Смотрите на всё шире!
«Всеросс – эхо самих нас, выросшее в сто, двести, триста тысяч раз», если переиначивать классиков.
Что бы ты порекомендовал из художественной литературы, кино, учебников?
Не стану говорить много о ценности иностранной культуры, это и так все понимают, другое дело, что не всегда помнят. Я, наверное, посоветую читать Китса (La Belle Dame sans Merci – великолепие в форме стихотворения), Блейка и Шекспира из англоязычной поэзии; из прозы – Фицджеральда, Лавкрафта и Набокова (последних двух просто обязательно; это исключительные образцы владения языком и чудесной сложнейшей лексикой).
Не пренебрегайте обучающей ролью кино: в 6 классе я перед ЗЭ смотрел на английском «Кунг-фу Панду» и именно благодаря этому мультфильму запомнил, как на английском «нефрит». На заключительном этапе это и спросили! Из сериалов я бы назвал «Игру престолов», «Сотню», «Последнее королевство», «The Boys», а из полнометражных фильмов – «Shutter Island» и много чего ещё.
Что касается учебников – посоветую Grammar and Vocabulary for Cambridge Advanced and Proficiency by Richard Side and Guy Wellman и Advanced Grammar and Vocabulary Student’s book by Mark Skipper, но это для тех, кто хочет пробить плато C1 и выйти на уровень топ-20% участников заключительного этапа.
Ты оканчиваешь 11 класс в этом году. Куда ты планируешь поступать? Какие дальнейшие планы на английский язык?
Я хочу попробовать поступить на факультет Международных отношений в МГИМО. Для этого мне придётся поступать по ЕГЭ, и я очень надеюсь, что смогу сделать всё. А от английского я отдаляться не собираюсь – всё-таки масс-медиа я потребляю только на английском, да и мировая литература лучше звучит на нём. Постараюсь попасть на заключительный этап сопровождающим когда-нибудь, уж слишком мне люди и сама идея близкими стали за это время. Как-то так.
И даже если песенка вправду спета,
От нее остаётся еще мотив.
(Exit Music by Radiohead)