«Нужно понимать, зачем всё это»: о мотивации от победителей и призёров ВсОШ, завоевавших не один диплом на олимпиаде
Мы задали несколько вопросов про мотивацию девушкам, которые уже выпустились из школы и в своё время взяли сразу несколько дипломов ВсОШ по гуманитарным дисциплинам.
Что мотивировало вас при подготовке к олимпиаде?
Мария Обридко, студентка первого курса НИУ ВШЭ (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Дважды призёр ВсОШ по русскому языку, победитель и дважды призёр ВсОШ по литературе
Для меня олимпиада по литературе всегда была не про подготовку к туру. Сборы, вечерние пары на Спортивной были шагом в новый мир литературы и особенных людей, которые знали неизмеримо больше, чем я, говорили о чём-то нешкольном. Это было пространство выхода за программу — в словах преподавателей, взрослости всех вокруг. Я чувствовала себя тайным соглядатаем, пыталась
впитывать, не надеясь системно понять. Мотивация к олимпиаде появилась после интереса к новому способу жить.
Арина Аладышева, студентка первого курса Rijksuniversiteit Groningen (Liberal arts and sciences)
Трижды призёр ВсОШ по литературе, призёр ВсОШ по МХК и обществознанию
Если говорить именно про всеросс по литературе, то это любовь к предмету, любовь к команде. Все наши сборы были замечательным опытом для меня, наполненным кучей радостных эмоций, клёвых людей и очень активным поглощением новых знаний, что для меня было идеальным форматом.
Но у меня были ещё другие предметы — помимо литературы, я писала ВсОШ по МХК, там любовь к предмету тоже была важным фактором. Подготовки до заключительного этапа почти не было, а непосредственно перед ним — суперинтенсивная и в итоге совершенно не относящаяся к заданиям, которые были на турах. Потому что всеросс по МХК — странная конструкция сама по себе.
Ещё я писала олимпиаду по обществознанию, и здесь меня мотивировала не только любовь к предмету. Диплом мне был нужен, чтобы поступить в Вышку на программу, по которой БВИ не даётся ни по диплому литературы, ни по диплому МХК.
Мария Страдымова, студентка 4 курса НИУ ВШЭ (Филология)
Победитель и призёр ВсОШ по литературе
Мне кажется, в первую очередь меня мотивировало желание попасть в команду и на заключительный этап. Проще говоря, победить на олимпиаде я даже не надеялась, но побывать на ней очень хотелось.
В 10 классе я перешла в сильную школу, познакомилась там с одноклассницей, которая уже была на всероссе и очень хотела вернуться, хотя в первый раз олимпиаду не выиграла. Когда видишь, что кто-то настолько заряжен желанием просто ещё раз там оказаться, понимаешь, что олимпиады не только про конкуренцию, но очень во многом про дружбу, поддержку, радость и классный подход к предмету. Я до того года вообще думала, что на закл выходят единицы (буквально), ничего про него не знала и не надеялась, что смогу пройти, но выяснилось, что хотя бы попробовать можно. При этом, конечно, я понимала, что у меня много пробелов в том, что для олимпиадников становится «базой», так что хотелось как можно интенсивнее и эффективнее работать. По ходу дела я очень втянулась в этот процесс бесконечного изучения и конспектирования, так что он преимущественно воспринимался как приятный и полезный.
Бывали ли ситуации, когда мотивация терялась?
Мария Обридко
Да, у меня было время отрицания, похожее в чём-то на бунт против авторитетов. Не хотелось верить, что мой путь уже определён. Это было серьёзнее, чем потеря мотивации для подготовки, но на неё тоже повлияло. Даже когда я восстановила своё отношение к литературе, я не готовилась так много, как раньше. Самое интенсивное время подготовки к русскому языку — тоже первый год. Наверное, нормально, что после него новизна пропадает, надо искать новые способы мотивации.
Арина Аладышева
Говоря о литературе, мотивация никуда не терялась, и всеросс по литературе для меня был опытом удовольствия, а не какой-то целью. Свой первый закл по литературе в восьмом классе я выиграла достаточно случайно, надо сказать, — и в дальнейшем это просто было вопросом поддержания планки: если бы я не выиграла олимпиаду, я бы расстроилась с мыслью: «Что это я не продвинулась в своём любимом предмете за это время? Как-то нехорошо».
ВсОШ по обществознанию был для меня достаточно сложным и эмоциональным, и физическим опытом. Обществознание — большая эклектичная мозаика из всех предметов: там и философия, и социология, и статистика, и политология, и право, и экономика, и очень-очень много всего, что надо помнить и изучать, а на всё это мало времени даётся.
В 9 и 11 классах я усиленно готовилась к всероссу по обществознанию, но мне оба года чуть-чуть не хватало до прохода на заключительный этап. В процессе подготовки я была в стрессе, на самом деле уже в полном отказе — когда олимпиада перестаёт быть историей про удовольствие, она становится историей про гонку и про приз, про «ботай, пока в тебе есть хоть какие-то силы».
Это очень выматывает… И в какой-то момент я стала сомневаться, что цель оправдывает средства и что мне на самом деле всё это надо.
Мария Страдымова
В 11 классе мотивация была ниже, потому что, когда у тебя уже есть диплом, хочется чуть-чуть выдохнуть и провести время не в нервном перечитывании записей вечером перед туром, а в более-менее расслабленном состоянии — пообщаться с друзьями, погулять по незнакомому городу. Мотивировало, пожалуй, только желание подтвердить статус прошлого года, убедиться в том, что твоя победа не только счастливая случайность, но и результат работы.
Как вы справлялись с потерей мотивации?
Мария Обридко
Со временем мотивации стало больше. Помог регион, который я написала хуже, чем ждала от себя. До этого я не думала, что могу выпасть из мира сборной, и риск заставил более серьёзно готовиться.
Арина Аладышева
Спасибо многим моим друзьям из команды по обществознанию, которые мне помогали справляться с этими сомнениями, с постоянным стрессом в подготовке. И спасибо учителям, которые в какой-то момент подбадривали и говорили: «Ты уже в это вписалась — доводи до конца, выгорит — не выгорит, зато это всё потом закончится, а ты будешь знать, что приложила все возможные усилия». Всё-таки выгорело! Нужно мне это было или нет — это другой вопрос, но этот забег с обществознанием в 11 классе для меня, наверное, был самый-самый сложный — и без поддержки в нём было бы никак.
Мария Страдымова
Позволяла себе отдыхать. Опять же, в последний год у меня не было никаких рисков, кроме «репутации». Да и она, наверное, потерялась бы только в моих собственных глазах, останься я без диплома, потому что всем на олимпиаде понятно, что это и вопрос удачи тоже. Невезение может сказаться на твоём
результате. Нервы — тем более. В общем, мотивация сидеть и бесконечно готовиться была ниже, но и приоритеты несколько изменились.
Можно ли победить на ВсОШ без особой любви к предмету, имея в качестве мотивации только выгоду?
Мария Обридко
Думаю, да. Олимпиада — формат проверки знаний, в который можно попасть или нет. Многие люди, которые ей занимаются, глубоко интересуются предметом, но нет задания «опишите, почему именно вы любите ___ больше всего». Сейчас олимпиада — иногда единственный способ поступить на бюджет, нельзя забывать и про премии некоторых регионов. Количество «профессиональных» олимпиадников, занимающихся в специальных школах и дополнительно, растёт, это неудивительно.
Кажется, решение — отказ от материального вознаграждения. В олимпиадах, не дающих льгот для поступления, участвует гораздо меньше людей, каждый — бескорыстно.
Олимпиада вообще, даже очищенная от всего материального, во многом про решение задач, участнику спортивный интерес может быть важнее, чем сам предмет.
Арина Аладышева
Любовь к предмету всё-таки должна быть в любом случае: я бы не стала браться за такой жёсткий бот предметов, которые мне совсем неинтересны. Но функциональное значение диплома всеросса всё равно иногда очень важно — диплом по обществознанию мне был нужен во многом потому, что он даёт большую свободу в выборе направлений поступления.
Мария Страдымова
Не знаю… Это совсем не мой случай и не скажу, что могу легко вспомнить такие примеры. Мне кажется, если
процесс подготовки и написания олимпиады не вызывает совсем никакой радости, то добиться высокого результата будет очень и очень сложно. Можно, конечно, устроить себе такой челлендж, но отдельный вопрос — стоит ли условная «выгода» сил и времени, которые ты потратишь на предмет. Не лучше ли было бы заниматься тем, что принесёт не только пользу, но и удовольствие?
Что нужно, чтобы не растерять мотивацию в таком забеге на длинную дистанцию, как подготовка к ВсОШ?
Мария Обридко
Нужно или иметь постоянную осознаваемую цель, или получать такое удовольствие от подготовки, чтобы мотивация не притуплялась. Второе звучит как «Грустишь? Не грусти». Даже у самых заинтересованных людей приходят периоды усталости, нужно дать им пройти. Каждый предмет многообразен, можно переключаться между разными областями подготовки. Общение с людьми, занимающимися тем же предметом, помогает, но важно не осуждать себя, если кто-то более мотивирован — ваша граница усталости, ваше взаимодействие с предметом, с форматом не обязано ни с чьим совпадать.
Арина Аладышева
Помогают поддержка, друзья. Нужно понимать, зачем всё это. Кроме того, надо сохранять хоть какое-то подобие баланса между учебой, жёстким ботаньем и тем, что важно, что нравится. Когда я готовилась к всероссу, я намного меньше уделяла времени друзьям — и, если я могла бы сейчас что-то исправить, я бы местами приоритезировала дружбу больше.
Мария Страдымова
Наверное, как и везде — смена форматов. К чему-то готовишься сам, что-то обсуждаешь в группе. Иногда читаешь тексты, иногда слушаешь лекции. Переключаешься со сложного на что-то попроще.
Но я первый год подготовки жила в ощущении не длинной дистанции, а тотальной нехватки времени, чтобы всё успеть и запомнить, поэтому воспринималась эта история скорее как «спринт». Только потом осознаёшь, что спринт длился несколько месяцев и теперь тебе, кажется, нужна передышка как минимум в столько же.
Материал подготовлен в рамках проекта Всеросс-live наших друзей из Ассоциации победителей олимпиад
Автор: Евгения Мореева