«Робототехника — это свобода мысли»: как прошёл Турнир технологических сборных

С 13 по 19 мая в президентском лицее «Сириус» прошёл I Турнир технологических сборных (Т2С). Это всероссийское соревнование по робототехнике — новое, но не совсем. Оно стало преемником Турнира двух столиц, который проводился с 2017 года. В этом сезоне получился своеобразный турнир 2.0. Мы поговорили с участниками и организаторами, чтобы узнать, что изменилось, чем запомнилось прошедшее соревнование и что особенного можно найти в робототехнике.

«Все мы любим собирать кирпичики лего, поэтому всё, конечно же, началось с этого. То есть в школе видишь конструктор — идешь к нему. Но потом оказалось, что лего — это не только про собирать, но и про подумать, как собрать, да и ещё запрограммировать всё», — рассказывает Сергей Чуприков, специалист по учебно-методической работе ЦПМ, организатор и судья Т2С.

Обновленное соревнование объединило 210 учеников из 14 регионов страны, в том числе 90 московских школьников, а также тренеров и наставников. В течение недели участники решали робототехнические задачи, программировали роботов, искали лучшие инженерные решения. 

Сергей Чуприков, к слову, принимал участие и в самом первом Т2С: «Изначально он задумывался как чемпионат двух столиц, формат был другим. Было пять заданий, по два придумывали Москва и Санкт-Петербург, ребята знали их заранее, готовились и на турнире выступали по ним. А последний день был уже похожим на нынешний формат: школьники выполняли единое задание из предыдущих элементов. Сейчас у участников тоже были домашние задания, затем в первые три дня они получили еще задачи. А уже на площадке увидели финальное большое задание. Сейчас турнир точно стал более массовым. Как минимум по городам: их стало не два, а более двадцати».

Турнир условно был разделён на два этапа: первые три дня школьники работали над домашним заданием, постепенно получая новые условия. А в заключительной части подготовленные ими устройства должны были показать лучший результат. По правилам, школьники объединились в альянсы из десяти участников и двух тренеров, где каждый член команды может привнести свой опыт и навыки для достижения общей цели.

Девятиклассник Дмитрий Фирсов из школы № 1158 так рассказывает о турнире и увлечении робототехникой в целом: «Я занимаюсь с 3-го класса, и мне очень нравится, что всё время встречаешь какую-то новую, неожиданную задачу. И каждый раз интересно находить именно то самое решение, которое будет оптимальным по размеру, форме и скорости.

Зачастую для поиска наилучшего решения в кратчайшие сроки действуют несколько участников. Взять сегодняшний Т2С: у нас было несколько вариантов катапульты, монорельса, робота, управляемого при помощи пульта. Это очень удобно, потому что никогда не знаешь, что получится. Тебе может просто не повезти найти нужный вариант, можно потерять много времени на переделку и подготовку. Поэтому участники альянса занимаются разными вариациями одной задачи».

Напомним, что этот Т2С проходил на федеральной территории «Сириус». Потому неслучайно, что по легенде участники создавали роботов для функционирования современного курорта. На разных этапах роботы собирали шишки, ремонтировали фонари на набережной и спасали рапан. Конечно, всё это происходило на технологическом полигоне, но место для фантазии и воображения тоже оставалось.

Организатор Сергей Чуприков добавляет: «Робототехника одним словом — это свобода. Свобода мысли. Ты можешь собрать всё, что тебе угодно, написать код, и это будет работать так, как тебе хочется».

Последний соревновательный день выпал на воскресенье. Команды опять собрались в университете, чтобы представить своих роботов. Это практически самая эмоциональная часть турнира. Участники были максимально собраны в попытке показать свой лучший результат. Так как соревнование представляло эстафету взаимодействующих между собой устройств и их операторов, то на сцене и в зале было многолюдно. Роботы показывали всё, чему их обучили за эти дни. Время на попытки было строго ограничено, что добавляло напряженности моменту.

По итогам соревнования команды были отмечены в номинациях, а также получили медали за призовые места. Гран-при турнира завоевал альянс учеников из Москвы и Санкт-Петербурга. Интересно, что несмотря на то, что мероприятие носило соревновательный характер, участники в один голос отмечали дружескую и тёплую атмосферу. Об этом говорит, например, девятиклассник Тихон Палас, входивший в команду абсолютных победителей: «В начале дня мы думали, что проиграем, а началась попытка, все роботы поехали — и всё получилось. Самым сложным было скомпоноваться, чтобы все друг с другом взаимодействовали. Но мы сразу сдружились. Нам было интересно вместе: узнавать, кто в какой среде работает, как программирует. Мне вообще тут очень понравилась атмосфера, все альянсы помогали друг другу, делились деталями и опытом. Всё это похоже на встречу старых знакомых».

Одной из особенностей турнира этого года стала возможность тренеров решать задания наравне со школьниками. При этом наставник не обязательно превосходит учеников по знаниям, но, работая сообща, они точно улучшают итоговый результат. «Меня очень порадовало, что теперь тренер — полноценный участник команды, который тоже может выполнять задания. Потому что когда я только стал тренировать, мне было тяжело сидеть и просто наблюдать за процессом, руки чесались что-то сделать. Сейчас это изменилось. Дети проворные, быстро адаптируются, а тренерам иногда не хватает мобильности. Поэтому один тренер со всем своим опытом может не справиться с каким-то заданием. И очень часто бывает, что ребята развиваются быстрее и обгоняют тренеров. Так как в робототехнике очень много разных направлений внутри, дети могут быть профессиональнее старших товарищей в какой-то своей узкой области», — рассказывает Семен Трофняк, тренер команды „update“, которая взяла гран-при.

Помимо соревновательных туров и самостоятельной работы в альянсах, школьники посетили экскурсии по «Сириусу» и Олимпийскому парку, приняли участие в мастер-классах и играх, покатались на аттракционах. Ученики и тренеры отметили гостеприимство и вовлечённость организаторов. Робототехникам предоставили все условия для работы, дополнительные материалы, мастерские с 3D-принтером и всё, что только могло потребоваться. Но главное — времени было достаточно, чтобы выдыхать и затем с головой снова погружаться в творчество.

«Мне нравится участвовать в олимпиадах, они мотивируют получать награды и позволяют набирать опыт. Т2С даёт опыт взаимодействия множества роботов друг с другом, такое редко где встретишь. И я считаю этот турнир лучшей командной олимпиадой. В одиночку тут не справиться: одиннадцать роботов самому не построить и не запустить», — отмечает ещё один участник, семиклассник Александр Старков из школы «Протон».

Многие из собравшихся в «Сириусе» регулярно участвуют в соревнованиях по робототехнике и, более того, хотят связать с этим направлением свою жизнь. Вот о чем рассказывает девятиклассница Татьяна Петровская из школы № 1329:

«Робототехника собирает в себе много компетенций: можно и моделировать, и печатать на 3D-принтере, конечно же, тут есть программирование и конструирование. И как раз соревнования помогают в таком быстром, ускоренном темпе собирать роботов, которые будут выполнять задания. В Т2С я начала участвовать, когда он проходил в Иннополисе, выступала и в Москве. В Сочи немного другая атмосфера, но это путешествие, интерес, драйв, а ещё команда, где все уже стали родными людьми. Я очень люблю Т2С, хочу, чтобы он продолжал жить и развиваться. После школы я точно планирую заниматься робототехникой; уверена, что связана с ней на всю жизнь. Потому что я это люблю, меня это заряжает. Мне нравится думать головой, синхронизируя это с действиями руками».

На торжественной церемонии открытия со сцены звучали пожелания новому Т2С развиваться и продолжать объединять школьников, увлечённых робототехникой. И кажется, что это точно не пустые слова, потому в течение недели две сотни школьников увлечённо спорили, искали ответы, создавали уникальные устройства, наслаждались процессом и радовались успехам. А значит, всё было не зря, и турнир точно повторится ещё не раз. Планируется, что в следующем году юных робототехников вновь примет «Сириус».

Организаторы турнира — Центр педагогического мастерства, президентский лицей «Сириус» и федеральная территория «Сириус». Более подробная информация о соревновании опубликована на сайте.

Автор: Ксения Сатарова