«Нужно, чтобы у ребёнка была уверенность в себе»: как дети с особенностями здоровья участвуют в олимпиадах
«Каждому ребёнку следует прежде всего знать о своих возможностях, а не об ограничениях!» — гласит сайт рабочей группы инклюзивных проектов Центра педагогического мастерства. Уже более восьми лет сотрудники отдела инклюзии ЦПМ помогают детям с особенностями здоровья участвовать в олимпиадах: организуют кружки, переводят задания в доступный формат, поддерживают участие ребят в выездных школах. Об успехах прошлого учебного года и целях на будущее рассказала координатор инклюзивных проектов развития талантов в Москве Татьяна Голенищева-Кутузова.
За последние два года работа практически всех организаций изменилась из-за пандемии. Повлияла ли она как-то на ваш отдел?
С одной стороны, нам пришлось освоить дистанционную работу с незрячими ребятами. Это было не всегда просто, особенно для тех учеников, которые не очень хорошо работают с техникой. Но те, кто постарше, справились. Сейчас мы радуемся, что вернулись очные занятия.
С другой стороны, из-за пандемии многие начальные этапы олимпиад — в том числе школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников — перешли в онлайн. Это отличная возможность поучаствовать для ребят, которые находятся на длительном лечении в больнице или на домашнем обучении по состоянию здоровья. Некоторые из них проявили себя на муниципальном этапе, мы их заметили, подхватили и готовили к следующим. Так что в этом году у нас были участники не только из школ, с которыми мы давно работаем.
Получается, онлайн-формат в пандемию оказался выигрышным?
Да, особенно ощутимо это сказалось на летних школах, которые обычно проводятся в формате загородных выездов. Незрячие и слабовидящие
участники спокойно их посещают — в частности, с нашим сопровождением. Но, например, для тех, кто проходит онколечение, это невозможно. Из-за пандемии такие мероприятия тоже перешли в онлайн, и ребята с удовольствием в них участвовали, а после некоторые из них доходили даже до заключительных этапов Всероссийской олимпиады школьников. Летние школы подтолкнули их к углублённому изучению предметов, к участию в интенсивах и регулярных занятиях в Центре педагогического мастерства.
Сегодня то, что незрячие олимпиадники бывают на выездных школах, уже стало привычным, но ведь этой практике тоже всего несколько лет?
Да, пять-шесть лет. И я считаю, что это многое даёт не только самим незрячим ребятам, но и остальным участникам. Они видят, что это нормально, что инвалидность по зрению не является каким-то определяющим человека фактором: у него может быть весёлый или меланхоличный характер, он может быть общительным или не очень.
У нас незрячие ребята живут со зрячими в одной комнате, знакомятся, дружат, довольно быстро начинают гулять своей компанией, без нашего сопровождающего. А некоторым вообще сопровождающий нужен только на первые пару дней, чтобы помочь адаптироваться в новой обстановке.
Каких результатов в прошлом учебном году достигли ваши подопечные?
У нас есть победитель заключительного этапа ВсОШ по русскому языку Матвей Головин — он слабовидящий. В прошлом году он тоже участвовал, но не занял призового места, а в этом у него второй результат по России. Уже два года подряд призёром по французскому становится Элизабет Пфанненшмидт, незрячая девочка. Также незрячая участница Яна Пузырева была на финале ВсОШ по литературе — к сожалению, в этом году она призёром не стала, но у неё ещё два года впереди. А на экономике у нас был замечательный восьмиклассник Тимофей Мацнев, который писал олимпиаду за 9 класс, и до призёрства ему не хватило одного балла. Конечно, он расстроился, но это отличное начало, и мы уверены, что в следующем году результат будет лучше. Он очень яркий, много занимается, ездит на летние школы.
По вашим наблюдениям, есть ли у незрячих участников переживания по поводу адаптации заданий? Олимпиада сама по себе заставляет понервничать, а тут ещё добавляются сомнения: как будет адаптировано, хорошо ли, понятно ли.
Конечно, ребята об этом задумываются. Тут всё индивидуально: на каких-то олимпиадах выходит лучше договориться с организатором по поводу адаптации, где-то всё сложнее. Например, на финале Всероссийской олимпиады по экономике Тимофею дали отличного ассистента, и спасибо за это, потому что в заданиях была визуальная информация — нужно было строить графики. Много визуальной информации в этом году было и на олимпиаде по литературе: в одном из туров показывали отрывки спектакля на иностранном языке, и нужно было понять, что это за постановка, охарактеризовать её. Тут нужен не просто тифлопедагог, а тифлопедагог, который знает специфику олимпиады, понимает, о чём важно упомянуть. Нужно ведь не просто сказать, кто куда пошёл на экране, а описать гораздо более тонкие вещи: выражения лиц, сценографию, костюмы — всё то, что не может увидеть незрячий ребенок. И тут, к сожалению, организаторы с адаптацией справились не до конца.
Вопрос адаптации решаемый, если хотеть его решить. Мы сами этому учимся — иногда не сразу, иногда с ошибками, и надо надеяться, что организаторы заключительного этапа ВсОШ тоже к этому придут.
Какие новые предметы получается адаптировать?
Уже примерно пять лет адаптируется лингвистика. Это непросто, потому что тут встречаются разные языки и приходится осваивать, например, корейский шрифт Брайля. Но если задание не опирается на визуальный образ букв, то адаптировать его вполне реально: лингвистические задачи часто на логику, и ребята успешно их решают, им интересно.
Ещё добавилась экология: год назад незрячие участники даже дошли до заключительного этапа. И это — большая заслуга школы-интерната №1 и конкретно преподавателя Людмилы Дамбовны Кекнохаевой: она ведёт кружок и готовит с детьми проекты для регионального этапа.
А что пока адаптировать тяжело?
Математику. У незрячих детей несколько отличается программа и ребятам трудно соревноваться, тем более на олимпиадах высокого уровня: там сложные задачи по геометрии, сложные чертежи, которые трудно напечатать на принтере Брайля или удержать в уме.
С олимпиадами по программированию другая проблема — очень высокая конкуренция: в Москве есть дети, которые занимаются программированием с малых лет, с ними трудно соревноваться, в том числе по скорости. Незрячие ребята участвуют в школьном этапе, изредка выступают на муниципальном. Некоторые из них занимаются программированием, но не на скорость. Их скорее интересует не решение каких-то олимпиадных задач, а более прикладные практические вопросы — и это тоже здорово. Например, программированием увлекается прошлогодний выпускник школы-интерната для обучения и реабилитации слепых Андрей Якубой — год назад он стал призёром ВсОШ по русскому языку, а сейчас учится на факультете фундаментальной и компьютерной лингвистики Высшей школы экономики. Он, кстати, помогал с нашим сайтом: консультировал нас на тему того, что ему неудобно, что лучше переделать.
А куда поступили другие участники, которые в прошлом году стали призёрами и победителями соревнований?
Благодаря олимпиадам без вступительных испытаний четверо незрячих ребят поступили во ВШЭ на разные специальности: юриспруденция, история, филология и лингвистика. А вот, например, выпускница 2020 года Оля Крылова, которая участвовала в олимпиадах по русскому языку и лингвистике, а потом вдруг заинтересовалась экономикой, перешла уже на третий курс совместного бакалавриата Высшей школы экономики и Российской экономической школы. Ей не всегда просто, но она учится, причём успешно.
С какими ещё школами вы сотрудничаете, помимо школы-интерната №1?
Традиционно мы поддерживаем школу №109, точнее её отделение «УчимЗнаем» — это госпитальная школа, которая работает с детьми в Морозовской детской городской клинической больнице, в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачёва, в Российской детской клинической больнице, в Национальном медицинском исследовательском центре онкологии им. Блохина. Школа проводит первые этапы олимпиад, а мы стараемся подхватывать ребят, которые увлечены каким-то предметом. Еще мы сотрудничаем со СКОШИ №2, это школа для обучения слабовидящих, там есть наш кружок по лингвистике. Есть школа «Технологии обучения», оттуда у нас тоже бывают участники. Остальные олимпиадники «штучные». Нас радует, что появляются дети и родители, которые нам пишут, просят помочь поучаствовать где-то. Часто мы их подключаем и к занятиям.
В этом году на базе школы-интерната №1, где при поддержке вашего отдела проводятся углублённые занятия по разным предметам, открылся Всероссийский центр для незрячих одарённых школьников. Ваш отдел как-то участвует в этом проекте?
Мы помогаем с организацией кружков и развивающих занятий, в первую очередь по гуманитарным предметам, а также будем помогать с олимпиадами. Возможно, наши преподаватели будут участвовать в летних выездных школах, вести кружки. Мы очень надеемся, что в том числе благодаря этому проекту начнется работа по развитию таланта детей с особенностями здоровья и в регионах.
А насколько регионы вообще интересуются этой темой? Просил ли вас кто-нибудь поделиться наработками?
Запросов пока не так много, хотя мы с удовольствием делимся опытом, выступаем на различных семинарах, рассказываем о том, что получилось сделать и каким образом.
Пока участие детей с особенностями здоровья из регионов в соревнованиях высокого уровня — это штучные истории. Был незрячий мальчик на финале ВсОШ по праву, был мальчик со сложным ДЦП на математике, но очень давно. Он уже давно профессор, и его результат — это точно заслуга его папы. Понятно, что родители первыми замечают в ребенке талант, но хочется, чтобы школа тоже помогала его развивать.
Часто проблема в том, что для подготовки к олимпиадам нужно хорошее базовое школьное образование. В той же школе-интернате №1 оно отличное, к седьмому классу у детей хорошая твёрдая база. Но если нет фундамента, то добиваться олимпиадных успехов сложно. Мешает и неверный настрой: часто родители считают, что «моему ребёнку олимпиады не нужны, это не для нас». Чтобы все получилось, нужно, чтобы у школьника была уверенность в себе, а у родителей и школы — уверенность в ребенке.
Что у вашего отдела запланировано на новый учебный год?
Мы надеемся охватить чуть больше ребят помладше — учеников 6–7 классов в школе-интернате №1, — сделать более массовым кружок по лингвистике и русскому языку. Если начинать со средней школы, а не подхватывать детей уже в 9 классе, то им будет проще влиться и не придётся
догонять других. Также продолжаем готовить тех участников, которые уже себя проявили, и надеемся, что появятся новые. Ждём результатов муниципальных этапов.
Какой глобальной цели вам хотелось бы добиться своей работой?
Хотелось бы, чтобы каждый ребёнок знал, что он может попробовать свои силы — и в олимпиадах, и в кружках. И чтобы каждый родитель об этом знал. Чтобы учителя и близкие убеждали детей в том, что они талантливые и что нужно не бояться пробовать. Чтобы кружки по развитию таланта были доступны всем ребятам и активно проводились в самых разных школах, в том числе в школах-интернатах. Мы пробовали открывать их в разных местах, но они не всегда взлетали.
А от чего зависит, взлетит кружок или нет?
В том числе от администрации школы: если на время олимпиадного кружка ставят то экскурсию, то репетицию отчётного концерта, и дети ходят неделю через две, то эффект слабый. Нужно, чтобы школа к этому вопросу подходила ответственно. Как и дети: конечно, это не обязательные уроки, но определённый настрой тут тоже важен. Можно сначала попробовать разные занятия, но если ученик уже выбрал кружок, нужно на него ходить, стараться и получать результат.
В завершении давайте расскажем, что делать в первую очередь, если ребёнок с особенностями здоровья хочет попробовать свои силы в олимпиадах.
Если он может участвовать в олимпиаде на компьютере, то все просто: школьный этап Всероссийской олимпиады проходит онлайн. Нужно получить код в школе, где вы учитесь или к которой прикреплены. И всё — можно выбирать любой предмет или участвовать в нескольких. Помимо ВсОШ и МОШ стоит обратить внимание и на Турнир Ломоносова: он тоже проводится онлайн и в нём собраны разные предметы. Высшая школа экономики по запросу адаптирует задания своей олимпиады «Высшая проба», поэтому если хочется поучаствовать именно в ней и нужна адаптация заданий, стоит этот запрос сделать. Есть и другие вузовские олимпиады, но с ними все индивидуально.
То есть, если ребёнку импонирует какой-то вуз, стоит узнать, могут ли там адаптировать задания олимпиады?
Да, надо не бояться спрашивать, но только не в последний момент, а заранее. Понятно, что если сказать о своём желании участвовать за день до олимпиады, то шансов на адаптацию заданий нет, но если озадачиться этим за месяц, то всё возможно. И чем больше будет таких запросов, тем быстрее будет меняться ситуация в целом.
Для подготовки к олимпиаде стоит также посмотреть задания прошлых лет. Если предмет заинтересовал — поискать кружки, а если нужна помощь — обратиться к нам, в отдел инклюзивных проектов ЦПМ. Мы постараемся помочь.