Олимпиада ЦПМ по робототехнике: соревнование с самим собой
Робототехника, которая когда-то казалась наукой будущего, сейчас становится все популярнее среди школьников. Даже в рамках Всероссийской олимпиады по технологии с этого учебного года существует соответствующая отдельная номинация. Однако некоторых учеников пугает сложность: ведь для того, чтобы успешно выступить на олимпиаде, нужно быть сильнее многих сверстников, разбираться в информатике и математике. Олимпиада ЦПМ по робототехнике предлагает качественно новый формат: учиться можно, решая задачи олимпиады, а победителями могут стать все участники. И от этого состязание не становится менее интересным.
Олимпиада ЦПМ по робототехнике в 2023 году прошла в пятый раз, с каждым годом она привлекает всё больше школьников. Так, в этом году в ней приняли участие 146 человек, 69 ребят ушли с олимпиады с дипломами, 52 из них стали победителями. Звучит необычно: как треть участников смогли завоевать высшую награду? Ответ: ребята не соревнуются друг с другом. Максимальный балл, который они могут получить — 100, и многие справляются с этой задачей. Если команда набирает от 95 до 100 баллов, она побеждает. Соревнование с самим собой — один из способов мотивации становиться лучше и узнавать что-то новое.
Ксюша, ученица шестого класса и одна из победителей олимпиады, рассказала об атмосфере на состязании: «Я в финале Олимпиады ЦПМ по робототехнике впервые, но мне есть, с чем сравнить, — я участвовала в других соревнованиях. Больше всего мне нравится атмосфера олимпиады, она абсолютно уникальна. Конечно же, мы волнуемся, но это связано с тем, что мы хотим показать максимум, а не с тем, что займем последнее место. Эта олимпиада больше напоминает контрольную работу — так нам говорят наши учителя и наставники. Поэтому и все участники из разных центров подготовки очень доброжелательны и дружелюбны, никто не стремится опередить соперника, потому что соперников просто нет. И на этой волне дружелюбия задания будто бы решаются с меньшими усилиями».
Такая система отнюдь не означает, что задания олимпиады слишком легкие и посильны для выполнения каждому, кто решит поучаствовать в соревновании. Напротив, школьники должны обладать логическим мышлением, разбираться в информатике, уметь справляться с волнением и работать в команде, если они выступают не в одиночку, а с напарником. Различаются и задания олимпиады: они зависят от того, в какой категории участвует школьник. В младшей группе могут принять участие ученики 4–6 классов. Они занимаются основами программирования на образовательных конструкторах.
Школьники 4–8 классов соревнуются в средней категории и осваивают манипуляторы с несколькими степенями свободы, операции с массивами, основы навигации. Наконец, в старшей группе (4–11 класс) ребята работают с графами, тригонометрией и более сложной навигацией. В каждой из категорий также существует по три регламента: например, в средней группе ребята решали задачи «Путь», «Матрешка», «Змейка». Они различаются по сложности и по навыкам, которыми школьнику нужно владеть. Так, для решения задачи «Путь» нужно, прежде всего, уметь программировать, а для задания «Матрешка» — конструировать и создавать сложные механизмы.
Почему же пересекаются классы участников в различных категориях? Это тоже одна из отличительных черт олимпиады. Участники распределяются по группам, исходя из уровня знаний, который они оценивают самостоятельно. Это значит, что если шестиклассник только начинает олимпиадный путь, то он может выбрать младшую группу. Если же школьник уверен в своих силах и уже выигрывал в младшей и средней категориях, то он может решать задания для старших.
Ещё одна важная особенность Олимпиады ЦПМ по робототехнике — её образовательный характер. Это значит, что для решения заданий не требуется огромного багажа знаний. Участники должны готовиться к состязанию и быть знакомым с его форматом, но главное — гореть предметом и хотеть развиваться в нем.
Организаторы олимпиады разработали серию задач, которые помогают ребятам поэтапно осваивать робототехнику. При этом в заданиях нет простого копирования алгоритмов: часть задач известна заранее, и, чтобы их решить, нужно освоить новые техники и темы в информатике и математике.
Именно поэтому в финале олимпиады две попытки: участники демонстрируют свои разработки в первой, и уже по её результатам могут набрать максимальный балл. Если же первая попытка оказалась не настолько удачной, ребята получают час на подготовку, тренируются в запуске робота, ищут верный алгоритм и пробуют во второй раз. Судьи засчитывают результаты лучшей из попыток.
Андрея, ученика пятого класса, мы застали за подготовкой ко второй попытке. Длинные ряды столов, роботы разных цветов и размеров, огромное табло с обратным отсчётом времени до второй попытки. Несмотря на волнение, Андрей поделился впечатлениями и рассказал о том, над чем он трудится:
— Я пишу программу для робота, он потом должен проехать из первой точки во вторую, из второй — в третью и так далее, а потом финишировать.
— А за сколько можно собрать такую сложную конструкцию — робота?
— Мы научились делать это очень быстро. Минуты за три собираем без проблем.
— И как ты узнаешь, какие точки должен пройти робот?
— Они неизвестны перед запуском, их нужно вводить с помощью кнопок. Самое трудное — это финиш, пока я не смог найти его координаты и сейчас я работаю именно над этим. У меня есть ещё 35 минут, если за это время я приду к правильному ответу, то смогу получить 100 баллов. Очень на это надеюсь.
Начало следующей Олимпиады ЦПМ по робототехнике запланировано на зиму 2024 года. Но посещать занятия в Центре педагогического мастерства и участвовать в других соревнованиях по этому направлению можно в течение всего учебного года. Об этих возможностях читайте в специальном разделе на нашем сайте.