«Главное — научить школьника оказывать первую помощь»: педагог ЦПМ на форуме преподавателей ОБЖ
26–27 октября прошёл Всероссийский форум преподавателей ОБЖ. В течение двух дней педагоги из 70 регионов России, представители Минобороны, Минпросвещения и МЧС посещали лекции и обсуждали, как преподавать этот предмет в школах, готовить учеников к олимпиадам и конкурсам. Была и практическая часть, где преподаватели попробовали себя в роли участников олимпиады и прошли полосу препятствий. Подробнее о том, что обсудили на форуме, читайте в нашем материале.
Главной темой обсуждения стала новость о поправке в закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» будет переименован в «Основы безопасности и защиты Родины».
Этот новый предмет начнут изучать в школах с 1 сентября будущего года. Сейчас для него разрабатывается новая программа — именно она и формировалась на форуме вместе с педагогами. Здесь провели анкетирование преподавателей, чтобы выяснить, как удобнее выстроить предметные модули и тематические линии, и сколько часов выделить на их освоение.
Каждый участник оставил свои комментарии и рекомендации для введения нового предмета — они будут учитываться при составлении итоговой программы. Отдельно обсуждались вопросы преподавания ОБЖ, способы вовлечения школьников во Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности», а также организация внеурочных занятий и подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников. Педагоги смогли попробовать себя в роли участников олимпиады — пройти полосу препятствий, которая является частью практического тура ВсОШ по ОБЖ. В роли жюри выступили члены Центральной предметно-методической комиссии, МЧС России, тренеры сборных Москвы и Московской области, а также студенты факультета безопасности Государственного университета просвещения.
Педагоги должны были самостоятельно выполнить практические задания, ознакомиться с критериями оценивания, а далее оценить работу своих коллег. Этот опыт помог не только почувствовать себя в роли участников олимпиады, но и понять логику оценивания заданий. Отдельно было продемонстрировано оборудование, которое используется на соревнованиях и занятиях по ОБЖ.
На форуме организовали демонстрационные учения совместно с сотрудниками МЧС: спасательные работы с верхних этажей здания и тушение условного очага возгорания с помощью различных средств пожаротушения.
О форуме подробнее рассказала Анна Сафонова, руководитель кафедры физической культуры и ОБЖ Школы ЦПМ и педагог дополнительного образования в Отделе развития таланта школьников ЦПМ:
«Программа форума была очень насыщенная — с лекциями, практическими занятиями и открытым диалогом. Очень полезным опытом стала дискуссия, когда специалисты отвечали на вопросы, заносили наши рекомендации в аналитическую записку по результатам работы форума. Далее её направят на рассмотрение и смогут оформить новый предмет с учётом наших замечаний.
Отдельно я бы выделила лекцию Леонида Дежурного, который наглядно продемонстрировал, как правильно обучать детей первой помощи и на какие правовые источники можно опираться. Методика очень интересная: сначала нужно показывать технику на своём примере, объясняя каждый шаг — причём не сухо, а с юмором. Затем попросить повторить одного из учеников всю последовательность действий по оказанию первой помощи. В это же время учителю нужно поделить класс на две группы: первая замечает только положительное в работе одноклассника, а вторая отмечает ошибки. В процессе показа все должны молчать и досмотреть до конца.
Далее создаём полноценную обратную связь из комментариев обеих групп. По результатам работы над ошибками дети должны самостоятельно научиться оказывать первую помощь. Самая главная мысль для меня в том, чтобы сформировать у школьника положительный опыт оказания первой помощи. Так в дальнейшем он сможет среагировать и не бояться действовать. В этом и состоит наша главная цель».