«Нужно, чтобы у ребёнка была уверенность в себе»: как дети с особенностями здоровья участвуют в олимпиадах

«Каждому ребёнку следует прежде всего знать о своих возможностях, а не об ограничениях!» — гласит сайт рабочей группы инклюзивных проектов Центра педагогического мастерства. Уже более восьми лет сотрудники отдела инклюзии ЦПМ помогают детям с особенностями здоровья участвовать в олимпиадах: организуют кружки, переводят задания в доступный формат, поддерживают участие ребят в выездных школах. Об успехах прошлого учебного года и целях на будущее рассказала координатор инклюзивных проектов развития талантов в Москве Татьяна Голенищева-Кутузова.

Татьяна Голенищева-Кутузова

За последние два года работа практически всех организаций изменилась из-за пандемии. Повлияла ли она как-то на ваш отдел? 

С одной стороны, нам пришлось освоить дистанционную работу с незрячими ребятами. Это было не всегда просто, особенно для тех учеников, которые не очень хорошо работают с техникой. Но те, кто постарше, справились. Сейчас мы радуемся, что вернулись очные занятия. 

С другой стороны, из-за пандемии многие начальные этапы олимпиад — в том числе школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников — перешли в онлайн. Это отличная возможность поучаствовать для ребят, которые находятся на длительном лечении в больнице или на домашнем обучении по состоянию здоровья. Некоторые из них проявили себя на муниципальном этапе, мы их заметили, подхватили и готовили к следующим. Так что в этом году у нас были участники не только из школ, с которыми мы давно работаем.

Получается, онлайн-формат в пандемию оказался выигрышным?

Да, особенно ощутимо это сказалось на летних школах, которые обычно проводятся в формате загородных выездов. Незрячие и слабовидящие

участники спокойно их посещают — в частности, с нашим сопровождением. Но, например, для тех, кто проходит онколечение, это невозможно. Из-за пандемии такие мероприятия тоже перешли в онлайн, и ребята с удовольствием в них участвовали, а после некоторые из них доходили даже до заключительных этапов Всероссийской олимпиады школьников. Летние школы подтолкнули их к углублённому изучению предметов, к участию в интенсивах и регулярных занятиях в Центре педагогического мастерства.

Сегодня то, что незрячие олимпиадники бывают на выездных школах, уже стало привычным, но ведь этой практике тоже всего несколько лет? 

Да, пять-шесть лет. И я считаю, что это многое даёт не только самим незрячим ребятам, но и остальным участникам. Они видят, что это нормально, что инвалидность по зрению не является каким-то определяющим человека фактором: у него может быть весёлый или меланхоличный характер, он может быть общительным или не очень.

У нас незрячие ребята живут со зрячими в одной комнате, знакомятся, дружат, довольно быстро начинают гулять своей компанией, без нашего сопровождающего. А некоторым вообще сопровождающий нужен только на первые пару дней, чтобы помочь адаптироваться в новой обстановке.

Каких результатов в прошлом учебном году достигли ваши подопечные?

У нас есть победитель заключительного этапа ВсОШ по русскому языку Матвей Головин — он слабовидящий. В прошлом году он тоже участвовал, но не занял призового места, а в этом у него второй результат по России. Уже два года подряд призёром по французскому становится Элизабет Пфанненшмидт, незрячая девочка. Также незрячая участница Яна Пузырева была на финале ВсОШ по литературе — к сожалению, в этом году она призёром не стала, но у неё ещё два года впереди. А на экономике у нас был замечательный восьмиклассник Тимофей Мацнев, который писал олимпиаду за 9 класс, и до призёрства ему не хватило одного балла. Конечно, он расстроился, но это отличное начало, и мы уверены, что в следующем году результат будет лучше. Он очень яркий, много занимается, ездит на летние школы. 

Матвей Головин с членом жюри ВсОШ по русскому языку Андрианом Влаховым и дефектологом Еленой Хвастуновой во время тура 

По вашим наблюдениям, есть ли у незрячих участников переживания по поводу адаптации заданий? Олимпиада сама по себе заставляет понервничать, а тут ещё добавляются сомнения: как будет адаптировано, хорошо ли, понятно ли. 

Конечно, ребята об этом задумываются. Тут всё индивидуально: на каких-то олимпиадах выходит лучше договориться с организатором по поводу адаптации, где-то всё сложнее. Например, на финале Всероссийской олимпиады по экономике Тимофею дали отличного ассистента, и спасибо за это, потому что в заданиях была визуальная информация — нужно было строить графики. Много визуальной информации в этом году было и на олимпиаде по литературе: в одном из туров показывали отрывки спектакля на иностранном языке, и нужно было понять, что это за постановка, охарактеризовать её. Тут нужен не просто тифлопедагог, а тифлопедагог, который знает специфику олимпиады, понимает, о чём важно упомянуть. Нужно ведь не просто сказать, кто куда пошёл на экране, а описать гораздо более тонкие вещи: выражения лиц, сценографию, костюмы — всё то, что не может увидеть незрячий ребенок. И тут, к сожалению, организаторы с адаптацией справились не до конца.

Вопрос адаптации решаемый, если хотеть его решить. Мы сами этому учимся — иногда не сразу, иногда с ошибками, и надо надеяться, что организаторы заключительного этапа ВсОШ тоже к этому придут.

Елизавета Пфанненшмидт становится призёром ВсОШ по французскому языку второй год подряд

Какие новые предметы получается адаптировать? 

Уже примерно пять лет адаптируется лингвистика. Это непросто, потому что тут встречаются разные языки и приходится осваивать, например, корейский шрифт Брайля. Но если задание не опирается на визуальный образ букв, то адаптировать его вполне реально: лингвистические задачи часто на логику, и ребята успешно их решают, им интересно.

Ещё добавилась экология: год назад незрячие участники даже дошли до заключительного этапа. И это — большая заслуга школы-интерната №1 и конкретно преподавателя Людмилы Дамбовны Кекнохаевой: она ведёт кружок и готовит с детьми проекты для регионального этапа.

А что пока адаптировать тяжело? 

Математику. У незрячих детей несколько отличается программа и ребятам трудно соревноваться, тем более на олимпиадах высокого уровня: там сложные задачи по геометрии, сложные чертежи, которые трудно напечатать на принтере Брайля или удержать в уме. 

С олимпиадами по программированию другая проблема — очень высокая конкуренция: в Москве есть дети, которые занимаются программированием с малых лет, с ними трудно соревноваться, в том числе по скорости. Незрячие ребята участвуют в школьном этапе, изредка выступают на муниципальном. Некоторые из них занимаются программированием, но не на скорость. Их скорее интересует не решение каких-то олимпиадных задач, а более прикладные практические вопросы — и это тоже здорово. Например, программированием увлекается прошлогодний выпускник школы-интерната для обучения и реабилитации слепых Андрей Якубой — год назад он стал призёром ВсОШ по русскому языку, а сейчас учится на факультете фундаментальной и компьютерной лингвистики Высшей школы экономики. Он, кстати, помогал с нашим сайтом: консультировал нас на тему того, что ему неудобно, что лучше переделать.

А куда поступили другие участники, которые в прошлом году стали призёрами и победителями соревнований?

Благодаря олимпиадам без вступительных испытаний четверо незрячих ребят поступили во ВШЭ на разные специальности: юриспруденция, история, филология и лингвистика. А вот, например, выпускница 2020 года Оля Крылова, которая участвовала в олимпиадах по русскому языку и лингвистике, а потом вдруг заинтересовалась экономикой, перешла уже на третий курс совместного бакалавриата Высшей школы экономики и Российской экономической школы. Ей не всегда просто, но она учится, причём успешно. 

С какими ещё школами вы сотрудничаете, помимо школы-интерната №1?

Традиционно мы поддерживаем школу №109, точнее её отделение «УчимЗнаем» — это госпитальная школа, которая работает с детьми в Морозовской детской городской клинической больнице, в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачёва, в Российской детской клинической больнице, в Национальном медицинском исследовательском центре онкологии им. Блохина. Школа проводит первые этапы олимпиад, а мы стараемся подхватывать ребят, которые увлечены каким-то предметом. Еще мы сотрудничаем со СКОШИ №2, это школа для обучения слабовидящих, там есть наш кружок по лингвистике. Есть школа «Технологии обучения», оттуда у нас тоже бывают участники. Остальные олимпиадники «штучные». Нас радует, что появляются дети и родители, которые нам пишут, просят помочь поучаствовать где-то. Часто мы их подключаем и к занятиям.

В этом году на базе школы-интерната №1, где при поддержке вашего отдела проводятся углублённые занятия по разным предметам, открылся Всероссийский центр для незрячих одарённых школьников. Ваш отдел как-то участвует в этом проекте? 

Тимофей Мацнев на заключительном этапе ВсОШ по экономике

Мы помогаем с организацией кружков и развивающих занятий, в первую очередь по гуманитарным предметам, а также будем помогать с олимпиадами. Возможно, наши преподаватели будут участвовать в летних выездных школах, вести кружки. Мы очень надеемся, что в том числе благодаря этому проекту начнется работа по развитию таланта детей с особенностями здоровья и в регионах.

А насколько регионы вообще интересуются этой темой? Просил ли вас кто-нибудь поделиться наработками? 

Запросов пока не так много, хотя мы с удовольствием делимся опытом, выступаем на различных семинарах, рассказываем о том, что получилось сделать и каким образом. 

Пока участие детей с особенностями здоровья из регионов в соревнованиях высокого уровня — это штучные истории. Был незрячий мальчик на финале ВсОШ по праву, был мальчик со сложным ДЦП на математике, но очень давно. Он уже давно профессор, и его результат — это точно заслуга его папы. Понятно, что родители первыми замечают в ребенке талант, но хочется, чтобы школа тоже помогала его развивать.

«Словесная игротека» — игра с заданиями по русскому языку, литературе и лингвистике — в школе-интернате для незрячих ГБОУ ШОР №1

Часто проблема в том, что для подготовки к олимпиадам нужно хорошее базовое школьное образование. В той же школе-интернате №1 оно отличное, к седьмому классу у детей хорошая твёрдая база. Но если нет фундамента, то добиваться олимпиадных успехов сложно. Мешает и неверный настрой: часто родители считают, что «моему ребёнку олимпиады не нужны, это не для нас». Чтобы все получилось, нужно, чтобы у школьника была уверенность в себе, а у родителей и школы — уверенность в ребенке.

Что у вашего отдела запланировано на новый учебный год?

Мы надеемся охватить чуть больше ребят помладше — учеников 6–7 классов в школе-интернате №1, — сделать более массовым кружок по лингвистике и русскому языку. Если начинать со средней школы, а не подхватывать детей уже в 9 классе, то им будет проще влиться и не придётся

догонять других. Также продолжаем готовить тех участников, которые уже себя проявили, и надеемся, что появятся новые. Ждём результатов муниципальных этапов. 

Какой глобальной цели вам хотелось бы добиться своей работой?

Хотелось бы, чтобы каждый ребёнок знал, что он может попробовать свои силы — и в олимпиадах, и в кружках. И чтобы каждый родитель об этом знал. Чтобы учителя и близкие убеждали детей в том, что они талантливые и что нужно не бояться пробовать. Чтобы кружки по развитию таланта были доступны всем ребятам и активно проводились в самых разных школах, в том числе в школах-интернатах. Мы пробовали открывать их в разных местах, но они не всегда взлетали.

А от чего зависит, взлетит кружок или нет?

В том числе от администрации школы: если на время олимпиадного кружка ставят то экскурсию, то репетицию отчётного концерта, и дети ходят неделю через две, то эффект слабый. Нужно, чтобы школа к этому вопросу подходила ответственно. Как и дети: конечно, это не обязательные уроки, но определённый настрой тут тоже важен. Можно сначала попробовать разные занятия, но если ученик уже выбрал кружок, нужно на него ходить, стараться и получать результат.

В завершении давайте расскажем, что делать в первую очередь, если ребёнок с особенностями здоровья хочет попробовать свои силы в олимпиадах. 

Если он может участвовать в олимпиаде на компьютере, то все просто: школьный этап Всероссийской олимпиады проходит онлайн. Нужно получить код в школе, где вы учитесь или к которой прикреплены. И всё — можно выбирать любой предмет или участвовать в нескольких. Помимо ВсОШ и МОШ стоит обратить внимание и на Турнир Ломоносова: он тоже проводится онлайн и в нём собраны разные предметы. Высшая школа экономики по запросу адаптирует задания своей олимпиады «Высшая проба», поэтому если хочется поучаствовать именно в ней и нужна адаптация заданий, стоит этот запрос сделать. Есть и другие вузовские олимпиады, но с ними все индивидуально.

То есть, если ребёнку импонирует какой-то вуз, стоит узнать, могут ли там адаптировать задания олимпиады?

Да, надо не бояться спрашивать, но только не в последний момент, а заранее. Понятно, что если сказать о своём желании участвовать за день до олимпиады, то шансов на адаптацию заданий нет, но если озадачиться этим за месяц, то всё возможно. И чем больше будет таких запросов, тем быстрее будет меняться ситуация в целом. 

Для подготовки к олимпиаде стоит также посмотреть задания прошлых лет. Если предмет заинтересовал — поискать кружки, а если нужна помощь — обратиться к нам, в отдел инклюзивных проектов ЦПМ. Мы постараемся помочь.