Ученики столичных школ представили исследования об использовании искусственного интеллекта на Московском городском конкурсе
5 октября состоялся финал второго городского конкурса «Искусственный интеллект в решении социальных вопросов», организованного ЦПМ совместно с МГИМО. Всего в соревновании приняли участие 120 команд, которые предложили проекты по применению новых технологий в области права, экономики, филологии и других общественных сферах.
Московский городской конкурс проводится ежегодно для школьников, увлеченных социально-гуманитарными науками. Состязание состоит из отборочного онлайн-этапа и очной защиты проектов. В этом году участников ждала серия обучающих вебинаров о базовых принципах работы нейросетей. Уметь программировать для участия в конкурсе было не нужно, зато требовались понимание общественных процессов, анализ потребностей аудитории и социальных рисков.
Финал конкурса прошел в МГИМО: авторы 32 лучших работ защищали проекты перед жюри и отвечали на их вопросы. О целях соревнования рассказал директор Центра педагогического мастерства Артём Шишов:
«Неслучайно уже во второй раз мы проводим этот конкурс именно в МГИМО. Исследовательский и образовательный опыт этого вуза показывает, что сегодня гуманитарные науки невозможны без использования искусственного интеллекта: и будущие юристы, и будущие экономисты, и даже будущие дипломаты должны понимать, как работают эти технологии, чем они могут быть полезны или опасны. Мы рады, что эти вопросы все больше интересуют и школьников. Их нестандартный взгляд на жизнь позволяет по-новому посмотреть на эти технологии. Надеемся, обратная связь от экспертов поможет им доработать свои идеи и, возможно, запустить эти программы, изменив жизнь нашего общества к лучшему».
Отдельная секция в этом году была посвящена использованию искусственного интеллекта как инструмента поддержки семьи. В ней жюри отметили в том числе проект Артемия Широкова из Школы ЦПМ. Он предложил способ узнать больше об истории семьи с помощью искусственного интеллекта. Программа предполагает «оживление» имеющихся фотографий, а также поиск предков на общедоступных кадрах. Кроме этого, приложение должно помочь вести и расшифровывать диалоги с членами семьи для сбора данных о прошлых поколениях и составления генеалогического древа.
Алиса Лукаш из школы № 167 имени Маршала Л. А. Говорова подготовила проект «Вкусно ИИ точка» для разработки рациона питания. По её задумке, программа должна собирать данные о физиологических потребностях и разрабатывать алгоритмы, чтобы пища не только утоляла голод, но и приносила удовольствие и пользу. Важная задача её приложения также — заметно сократить время приготовления еды, которого сегодня так не хватает работающим членам семьи.
«Одной из самых трудных частей написания проекта для нас было придумать то, чего ещё нет в нашем мире. Как только мы поняли, чего хотим добиться в результате и как это может повлиять на жизнь общества, работа пошла легче благодаря прекрасной команде, которая помогла мне создать этот проект», – рассказывает Алиса.
Были предложения по использованию искусственного интеллекта и в других сферах. Например, команда из школы № 2120 разработала проект по применению технологий для улучшения безопасности в образовательных учреждениях. Школьники рассказали, что предлагаемая ими программа смогла бы усилить профилактику и выявление агрессивного поведения детей.
Улучшить социальные отношения с помощью искусственного интеллекта намерены и участники команды «ЫЫ» из Школы ЦПМ, которые предложили использовать приложение в качестве личного дневника для психологической помощи школьникам. На защите они объяснили, как программа могла бы помочь справиться с одиночеством и депрессией, а также с зависимостью от компьютерных игр.
По итогам конкурса успешно выступившие участники получили дипломы и подарки от партнёров мероприятия.
Ученики столичных школ участвуют и в других проектах, посвященных новым технологиям. Так, этим летом прошли две выездные смены буткемпа «КодИИм», где ученики развивали навыки программирования. Также мастер-классы по искусственному интеллекту включены в городские фестивали в рамках проекта «В центре науки», которые пройдут в разных школах Москвы этой осенью.