Как «Математическая вертикаль» помогает школьникам выучить предмет и найти себя

С 2019 года в Москве действует проект «Математическая вертикаль», призванный обеспечить многоцелевую подготовку школьников 7-9 классов по математике и смежным областям. За это время к нему присоединились более 400 школ города, а выпускниками стали более 10 тысяч ребят. В классах проекта ученики получают математические знания и прикладные умения для решения теоретических и практико-ориентированных задач. Всё это обеспечивает базу для дальнейшего обучения в предпрофессиональных классах и самореализации в науке, инженерии, информационных технологиях.

О том, как работает проект и что даёт «Математическая вертикаль» школьникам, родителям и учебным заведениям, рассказал директор школы № 58 Дмитрий Щербаков.

Дмитрий Щербаков, директор школы №58

Как давно ваша школа является участником проекта «Математическая вертикаль»?

Школа открылась 1 сентября 2019 года, и с первого же дня существования мы присоединились к проекту.  Ведь «Математическая вертикаль», на мой взгляд, несёт в себе колоссальные преимущества — это классы с хорошим уровнем математики в подавляющем большинстве школ Москвы, в шаговой доступности для каждого ребёнка. Но это и не матклассы для детей, планирующих дальше заниматься математикой профессионально. Здесь дают ребятам возможность изучить предмет в достаточной степени, чтобы потом заниматься дисциплинами, которые требуют хорошего уровня математической подготовки, например, физикой, химией, экономикой. 

В обучении я считаю главным не сам процесс, хотя и он важен, а результат, достигнутый ребёнком. Ведь дети вкладывают в свою учёбу очень много времени, и хотелось бы, конечно, чтобы это приносило плоды. Для школы, которая развивает у себя математическое образование, важны ориентиры, опорные точки в плане результатов, понимание того, что ребенок должен уметь, какие задачи решать. Поэтому приоритетными ориентирами в «Математической вертикали» для меня являются именно результаты школьников.

Что конкретно для вас является необходимым результатом, который должен показать ребёнок?

Я закончил математическую школу и Физтех и потому понимаю, что дети должны уметь в плане математики. Существует диагностика «Математической вертикали», есть ОГЭ и промежуточные диагностики, программные требования. Я считаю, что школьники должны уверенно проходить эти итоговые проверки. 

Вообще детей правильно приучать к внешним независимым диагностикам. Для многих ОГЭ и ЕГЭ — это стресс. А если ребенок уже привык участвовать в подобных проверках знаний, то для него это не какое-то разовое событие, а абсолютно регулярное в его жизни.

А вот текущие отметки детей для меня приоритетом не являются, потому что у разных учителей свои подходы к оцениванию. И это абсолютно нормально и естественно. 

«Математическая вертикаль» — это не какая-то догма, от которой нельзя отступать, а прежде всего ориентир на хороший уровень подготовки по математике учеников, которые дальше планируют заниматься науками, с ней связанными.

Часто бывает, что примерно в пятом классе родители, видя у ребенка пятерку по математике, «записывают» его в математики. Хуже этого бывает только ситуация, когда люди считают, что если у ученика математика не получается, то он гуманитарий. А на самом деле ребёнку с пятеркой может не нравиться математика, но он это поймет чуть позже, когда она станет сложнее. Зато ему может понравиться биология или программирование. Иногда понять, что что-то «не твоё» — это не меньший результат, чем найти «своё». И в этом смысле ребята, которые приходят в «Математическую вертикаль» в 7 классе, уже достаточно взрослые, чтобы определиться, что им нравится изучать. У них появляется возможность понять, что математика им интересна, и подкрепить свои ощущения на практике. А если окажется, что школьник ошибся с выбором, он вовремя поймёт, что нужно поискать себе что-то ещё. 

Какие промежуточные цели уже достигнуты в вашей школе? Что планируете на будущее?

Мы планировали иметь 3-4 класса в параллели, которые благополучно и успешно проходят диагностику. Это было первой целью, и её удалось достичь.

В течение пары лет мы планируем сформировать матклассы, где математика изучается на более высоком уровне. Для этого нужно научиться максимально раскрывать таланты ребят. Над этим мы сейчас и работаем.

Во многом успехи детей в школе определяются мастерством учителей, и важно, чтобы они тоже постоянно развивались. Мне очень хотелось бы в программы «Математической вертикали» привлекать как можно больше молодёжи. Тем более в последние годы к профессии педагога возвращается престиж, выросли учительские зарплаты. Я уверен, что в перспективе нескольких лет ожидается большое количество хороших учителей математики и физики. Работа в проекте «Математическая вертикаль» – это хороший старт. У молодежи есть возможность встроиться в коллектив с уже очень сильными учителями, готовыми поделиться со вчерашними студентами опытом и что-то для себя новое узнать. Такое формирование учительского сообщества важно и на данный момент у нас удается.

Каким образом проходит обучение школьников в классах «Математической вертикали»? Для кого они? 

В нашей школе идет обучение с 7 класса, и дети к нам приходят осознанно за профильными и предпрофильными программами. У нас все классы, кроме гуманитарных, учатся в «Математической вертикали». Для того, чтобы поступить в проект, нужно выполнить вступительную работу, которая совмещена с общегородской диагностикой. Всем ребятам, которые этот порог успешно прошли, я бы рекомендовал идти в «Математическую вертикаль», хотя бы попробовать, потому что математика – интересная наука, в ней есть множество красивых вещей, при этом очень часто применимых к реальной жизни.

Уровень подготовки детей, приходящих в 7 класс, существенно разный. Работать в такой ситуации учителю помогают пособия проекта, так как материалы в них тоже разной сложности. Например, электронный учебник «Математической вертикали» по алгебре позволяет каждому ребенку выбрать уровень изложения. Математика для жизни — самый простой, математика для применения в профессии — чуть посложнее, для тех, кто в дальнейшем будет заниматься экономикой или химией, математика для творчества — для будущих профессиональных математиков, физиков. Все задачники тоже многоуровневые, соответственно, учитель может каждому ребенку дать именно те задания, которые ему в данный момент подойдут.

Чем еще отличаются учебники и уроки в классах «Математической вертикали» от обычных?

Каждый год родители новых учеников  спрашивают: «А по каким учебникам вы учитесь?» А я говорю: «Уважаемые родители, я сам учился в матклассе и помню, что учебники ни по алгебре, ни по геометрии ни разу не открывал». Мне их выдали, и они дома лежали. А вот разнообразные задачники и листки с задачами у меня были потрёпанные, исписанные. Потому что, на мой взгляд, в математике важно не то, по какому учебнику ты учишься или в какой форме проходит урок — важно, какие ты решаешь задачи.

Всем родителям я говорю: учебник может быть один, второй, третий, но это учебник, а математика — это решение задач. В «Математической вертикали» представлены те задания, которые должны уметь выполнять ребята по окончании проекта. Если измерять показателями сдачи ОГЭ, то ученики должны почти без ошибок сделать первую часть и решить как минимум пару задач из второй части. А в идеале – это результат, близкий к максимуму.

Уроки главным образом отличаются от других уровнем задач. «Математическая вертикаль» — это не какие-то конкретные технологии. Мы и электронные учебники на уроках используем, и участвуем в различных активностях, ездим на математические бои, но главное — это уровень, на котором работают ребята.

Что дает школе участие в проекте? Насколько востребованы такие классы у школьников?

К большому счастью, в нашем городе очень много мотивированных родителей, которые понимают, что необходимо дать ребёнку максимально качественное образование для успеха в будущем. Мы видим, особенно в последнее время, как растет невероятный спрос на специалистов именно в тех областях, где математика очень нужна и важна. Например, ИТ. Но чтобы работать в этой сфере, уровень математической подготовки должен быть очень высоким. Кроме того, бурно развиваются биотехнологии, генетика. Современному специалисту в медицине, помимо биологии и химии, ещё очень нужны математика и физика. Поэтому спрос на такие классы действительно большой. 

Параллельно бытует мнение, что не обязательно хорошо изучать математику, потому что развиваются компьютеры, и они за нас все посчитают. Однако компьютеры совершают ровно те ошибки, которые мы в них закладываем. И на 100% на них надеяться неправильно. Математика очень нужна управленцам, принимающим решения, потому что она настраивает мозги, учит видеть причинно-следственные связи. Математика — это вообще особый стиль мышления.

Больше всего хотелось бы, чтобы каждый ребенок был востребован, нашёл своё место, а в идеале — дело своей жизни. А математическая вертикаль — это возможность попробовать себя и получить мощный старт в математике и смежных науках.

Материал подготовлен пресс-службой ЦПМ для «Учительской газеты»
Автор: Ксения Сатарова