ВсОШ по иностранным языкам: из восточной атмосферы к итальянскому побережью
Публикуем интервью с абсолютными победителями по китайскому и итальянскому – Владиславом Горбуновым и Никитой Воронцовым. Каждый из них любит не только язык, но и культуру изучаемой страны и может увлекательно рассказывать о ней другим. А еще – о подготовке к ВсОШ, эмоциях от победы и качествах настоящего олимпиадника.
Владислав Горбунов, абсолютный победитель по китайскому языку, 11 класс, Тюменская область
Об интересе к китайскому языку и культуре Китая
Китайский – это очень перспективный язык, который активно распространяется по всему миру. В последнее время Россия тесно сотрудничает с КНР.
В Китае говорят, что путь в тысячу ли начинается с первого шага, так и мой интерес к изучению этого языка начался с первого занятия. Я влюбился в китайскую культуру, сразу погрузился в эту восточную атмосферу.
Китайская культура понравилась мне своей аутентичностью, самобытностью. С одной стороны, это культура с ярко выраженными национальными особенностями и она сильно отличается от нашей, с другой – у нас схожий менталитет, мировоззрение. Когда я был в Китае, я чувствовал себя как дома. Мне казалось, что я нахожусь в России, только все вокруг говорили по-китайски.
О подготовке к олимпиаде
Во Всероссийской олимпиаде школьников по китайскому языку я участвую четвертый год подряд. Процесс подготовки включает занятия с преподавателем, а также практику с носителями языка. После девятого класса я ездил на стажировку в Китай. Это был ценный опыт, потому что погружение в языковую среду является очень важным инструментом для изучения языка. В школе у меня индивидуальный образовательный план, что позволяет уделять больше времени занятиям китайским языком.
Об эмоциях после победы
Я испытал чувство удовлетворения, потому что очень долго к этому шел – per aspera ad astra. Я наконец вздохнул с облегчением.
Конечно, задания олимпиады базируются на знаниях китайского языка, однако это не языковая среда, а искусственно созданный формат. Я добился серьезного успеха, но это не значит, что мне не к чему стремиться.
Я абсолютный победитель, но у меня 96 баллов из 100, и это показатель того, что где-то у меня есть пробелы и недостатки. Нужно оттачивать произношение и совершенствовать грамматику.
О качествах, важных для олимпиадника
Победитель олимпиады должен обладать смелостью. Важно идти вперед, стремиться к своей цели, несмотря на поражения, неудачи, трудности. Нужна смелость не бояться взаимодействовать с партнерами на устном туре. Важно не только разбираться в материале, но и уметь аргументировать свою позицию, побудить собеседника согласиться с тобой. Необходимо говорить выразительно, эмоционально. Некоторые ребята хорошо владели китайским языком, но выступали очень тихо и неуверенно, поэтому потеряли баллы.
На олимпиаде по иностранным языкам важно иметь хорошую гуманитарную подготовку, аналитическое мышление. Например, в этом году на заключительном этапе по китайскому было задание, связанное с историей России.
Участие в олимпиаде – это не самое главное в жизни. Важно поступать по совести, быть трудолюбивым и настойчиво идти к своей мечте. Если думать только о победе и ставить во главу угла меркантильные ценности, это может привести к надрыву в жизни.
О планах на будущее
Планирую поступать в Академию ФСБ России на факультет контрразведки. Хочу связать свою жизнь с практикой межгосударственного сотрудничества, применением иностранных языков.
Об атмосфере ВсОШ
Атмосфера была очень теплая и радушная. Участие в олимпиаде стало для меня возможностью не только показать свои знания и добиться успеха, но и познакомиться с интересными людьми, завести друзей, с которыми я надеюсь продолжить общение в дальнейшем.
Я благодарен своим педагогам по китайскому языку, школьным преподавателям, которые меня поддерживали. Хочу поблагодарить Департамент образования Тюменской области, который организовывал учебно-тренировочные сборы по китайскому языку. Когда я ехал на заключительный этап, то понимал, что представляю не только себя. Эта победа и моего региона, и моей школы!
Никита Воронцов, абсолютный победитель среди 10-х классов по итальянскому языку, Москва
О любви к Италии и ее культуре
Итальянский язык я начал изучать около двух лет назад, после того как вернулся из поездки в эту прекрасную страну. Мне нравится его звучание и грамматические конструкции. Изучая язык, интересно узнавать богатую культуру и историю страны. Культура Италии привлекает меня своей искренностью. Итальянцы – очень открытый и эмоциональный народ. Искусство Италии просто волшебное, ведь большая часть всего мирового художественного наследия находится именно там. Это удивительное место с идеальными климатическими условиями, потому что ты можешь находиться в горах, а уже через три часа добраться до морского побережья. Для меня Италия – это сказка.
О подготовке к олимпиаде
Учить итальянский язык я начал самостоятельно, а в прошлом году стал готовиться в сборной команды Москвы.
Олимпиада по итальянскому состоит из шести аспектов, и подготовиться ко всем хорошо достаточно тяжело, но я справился.
Мы практиковали письменную часть, а также устную речь в группах, парах и индивидуально. Для подготовки к разделу лингвострановедения мы изучали историю Италии.
Об эмоциях после победы
Я очень обрадовался не только за себя, но и за всех ребят, которые выиграли. Для меня это мотивация для дальнейшей работы над улучшением уровня языка.
О заданиях заключительного этапа
В этом году изменились критерии оценивания устной и письменной части, об этом мы узнали прямо на заключительном этапе. Устный тур проходил в традиционном, очном формате. Основной сложностью были песочные часы. Ответ на устном туре состоит их двух частей – описания картинки и монолога на заданную тему. На них нужно отвести примерно одинаковое время. С песочными часами это сделать достаточно сложно. Особенно когда время уже заканчивается, непонятно, стоит ли завершить ответ или что-то еще добавить.
О качествах, важных для олимпиадника
Важно верить в себя, потому что при должной работе и самоотдаче выиграть абсолютно реально. Необходима целеустремленность, умение поставить цель и идти к ней, а также стрессоустойчивость, потому что испытаний было очень много и конкуренция достаточно большая.
Советы участникам ВсОШ по итальянскому
Выполняя задания письменной части, стоит показывать свои сильные стороны и не рисковать. Не надо пытаться использовать грамматические конструкции или лексические единицы, в которых вы плохо разбираетесь. Ведь чем меньше ошибок вы совершаете, тем больше баллов получаете. Для успешного написания раздела лингвострановедения необходимо знать историю Италии, понимать, как все развивалось, а не быть экспертом в каком-то отдельном историческом периоде. Очень важно погрузиться в среду изучения языка – окружить себя музыкой, книгами, фильмами, сериалами, передачами на итальянском языке, чтобы практиковать его даже на бессознательном уровне.
О планах на будущее
Я хочу сдать международный экзамен, подтверждающий уровень владения языком. Планирую летом взяться за изучение нового языка, чтобы развлечься и немного отдохнуть от итальянского.
О влиянии коронавируса на заключительный этап
Большинство мероприятий проходили в дистанционном формате. Это было грустно, потому что мы привыкли, что на церемонию открытия и закрытия все приходят вместе. В этом году нас рассадили по аудиториям, не было особой атмосферы олимпиады. Однако я очень благодарен организаторам, что заключительный этап проводился в очном формате.
Заключительный этап проходил в очень дружеской атмосфере. Вместе с нами были участники ВсОШ по испанскому и китайскому языку. География регионов в этом году достаточно широкая, было много ребят из разных городов. Это не помешало всем сплотиться, и не чувствовалось духа конкуренции. Такая атмосфера очень важна, потому что это помогает сконцентрироваться и сосредоточиться на выполнении заданий.