«Концерты помогают мне меньше волноваться на турах» — интервью с двукратной победительницей ВсОШ по МХК, студенткой Гнесинки Аглаей Пихлецкой

ВсОШ — это олимпиада школьников, однако не все её участники учатся в школах! По нынешнему положению ВсОШ студенты первых 2-х курсов училищ имеют право участвовать в олимпиаде наравне с учениками 10 и 11 классов. Чаще всего это право реализуется на ВсОШ по МХК, в котором нередко участвуют начинающие свой профессиональный путь музыканты.

О профессиональном взрослении, эмпатии музыканта, точности искусствоведа и теплой братии ударников поговорили с двукратной победительницей ВсОШ по МХК, ударницей из музыкального училища им. Гнесиных Аглаей Пихлецкой.

Меня зовут Аглая, я участвую в заключительном этапе ВсОШ третий год. У меня два диплома победителя за 9 и 11 классы и призёрский диплом в 10-м. В училище я ушла после 9-го класса, а первый и второй курсы считаются за 10 и 11 классы. То есть сейчас я на втором курсе, — соответственно, в 11 классе.

Почему тебе всё-таки захотелось продолжить заниматься олимпиадами, а не окунуться в студенческую жизнь?

Во-первых, мне было интересно, что будет в этом году и чем он будет отличаться от предыдущего. В олимпиадах меня привлекает не диплом, потому что с моей специальностью он особенно не помогает при поступлении, но «тусовка» и общение с людьми.

Расскажи, почему именно искусство?

Думаю, это единственное, в чём я разбираюсь. Как так вышло? Моя мама — искусствовед, а бабушка преподаватель рисования. Так что я в этом выросла, это моя естественная среда. 

А как ты стала музыкантом?

Еще не стала! Я не волшебник, я только учусь! А так, на ударных играю с 6 лет по наводке папы. Он в молодости играл в рок-группе на барабанной установке. Раньше я не задумывалась о профессии музыканта, да и в целом не воспринимала все это серьёзно. Но когда взрослеешь, отношение к искусству меняется, поэтому подростком я начала серьёзно заниматься и получать удовольствие. Сама не заметила, как к окончанию 9 класса оказалась в музыкальном училище. 

Как ты видишь свое будущее в музыке?

Я планирую закончить училище, а потом, скорее всего, буду играть в оркестре на ударных и преподавать. Правда, иногда в мечтах я хочу заняться организацией выставок. Но пока планирую поступать в нашу академию.

Достаточно очевидно, что училище было для тебя неким подспорьем в подготовке. А было ли обратное: когда олимпиада помогала в училище?

Да, такое было. Например, у нас есть предмет «История мировой культуры». Так вот, я им вообще не занимаюсь, потому что всё знаю и так — благодаря подготовке к олимпиаде. Конечно, мои знания по музыке на ВсОШ имеют решающее значение, потому что около 50% заданий посвящены этой теме. Вот вам и секрет успеха. Я заметила, что среди победителей очень много музыкантов. Действительно: самое весомое задание в 11 классе в этом году было про композиторов.

Сложно ли совмещать профессиональную деятельность и подготовку к олимпиадам?

Интенсивную подготовку я начала, наверное, недели за две до заключительного этапа. Меня освободили от всех занятий, так что было время сконцентрироваться на олимпиаде. А вот готовиться заблаговременно — проблематично, поэтому я что-то читала прямо во время пар. Большинству преподавателей довольно трудно объяснить, что это за мероприятие «всеросс» и зачем оно нужно. И если трёхнедельные пропуски не сильно сказываются на успеваемости по большинству предметов, то для специальности (это занятия инструментом несколько раз в неделю с педагогом) всеросс не очень хорош. Так, после поездки в Казань мне пришлось за неделю почти с нуля готовиться к техническому и академическому экзаменам.

Расскажи про свой инструмент! 

Главная фишка ударника — многофункциональность. В то время, как пианисты на сессии сдают 3 произведения на привычном с детства рояле, мы играем на 5 разных инструментах, половину из которых впервые увидели только в училище.

Еще ударные, на мой взгляд, самая стереотипная группа: людям почему-то кажется, что это про агрессивную игру в рок-группе. И да, исполнители — обязательно мужчины. Я воспринимаю свои инструменты как самые музыкально тонкие, потому что педагоги стараются научить нас быть прежде всего хорошими музыкантами и тонко чувствовать музыку, всегда выбирать корректный темп, стиль и динамические оттенки для произведения. Если честно, иногда кажется, что ударник должен быть немного искусствоведом — так же тонко разбираться в музыкальных эпохах. Вообще, хоть технически ударные и не самые сложные инструменты, играть на них очень ответственно: наши партии не всегда виртуозны, но почти всегда — основа оркестра. Поэтому хороший ударник, который из нашего огромного арсенала умеет выбрать правильные палочки и технику игры на конкретном инструменте, да ещё и сделать это быстро и точно, ценится на вес золота.

Кем ты больше себя чувствуешь: студентом или школьником?

Сейчас я скорее студент. Я большую часть времени предоставлена самой себе, поэтому очень чётко понимаю свои истинные привычки и моральные принципы, принимаю решения. Сейчас я ощущаю себя практически взрослой.
На олимпиадах это ощущение не меняется, потому что для меня это в первую очередь путешествие, а не конкурс школьников. Ещё в музыкальной среде, как мне кажется, особенно близко соприкасаешься с чувствами, поэтому здесь учишься поддержке и пониманию людей.

Каково быть человеком со студенческим билетом на ВсОШ?

Внешне — так же, как и без студака. Честно говоря, на этот заключительный этап он лежал у меня дома. А в метафорическом плане – гораздо более свободно. Когда у тебя есть образование (хоть и неоконченное) и жизненный опыт, то легко отвлекаться даже от самых нервных моментов олимпиады и фокусироваться на более важных вещах. Вообще, приятно не зависеть от диплома (в моей сфере он не дает никаких льгот). Ещё «взрослая жизнь» учит пониманию своих особенностей и структурированию времени, что помогает при подготовке к олимпиадам, а концерты учат меньше волноваться на турах!

Как на ВсОШ относятся к тому, что ты студент?

Близкие друзья — положительно. Вообще, сборная по МХК, мне кажется, очень дружелюбна: любые личные особенности у нас никогда не осуждают. Поэтому большинство незнакомых ребят тоже приняли этот факт моей биографии с интересом.