«Об астрономии должен услышать каждый, кто захочет ей заниматься»: главный тренер сборной Москвы по астрономии Иван Утешев

2 апреля завершился заключительный этап всероссийской олимпиады по астрономии. Восемь московских школьников стали победителями, и 31 – завоевали дипломы призёров. Мы поговорили с главным тренером сборной Москвы по астрономии Иваном Утешевым и узнали, как он начал преподавать астрономию, какие перспективы есть у олимпиад по этому предмету и что самое важное в изучении космоса.

Как вы пришли к тому, чтобы преподавать олимпиадную астрономию? С чего начался ваш интерес к этому предмету, а затем и к преподаванию?

Склонность к преподаванию и желание поделиться знаниями с другими у меня проявились достаточно рано. Уже в 10 классе проводил занятия с ребятами, составлял методическое пособие. А астрономией начал заниматься случайно. На собеседовании при поступлении в лицей на физический профиль задали несколько вопросов по астрономии. Я кое-как ответил, мне предложили позаниматься. Признаться, сначала не понравилось: группа уже была сформирована, на занятиях ничего непонятно. Но потом втянулся.

Какие знания и умения в процессе подготовки к олимпиадам по астрономии вы считаете самыми важными? Как вы передаете их своим ученикам?

Иногда я говорю ребятам: «Астрономия — это наука о приближениях для удаленных объектов». Порой, не имея четких сведений об астрономическом объекте, можно, исходя из общих соображений, добыть достаточно много интересной информации о нем. Кроме того, важны четкость мысли и аккуратность, которые пригодятся не только на олимпиадах.

Как меняются олимпиады по астрономии из года в год? А интерес школьников к этому предмету?

Интерес к астроолимпиадам понемногу растет. Растут и сложность заданий, и охват затрагиваемых вопросов.

То, что раньше встречалось на заключительных этапах, теперь иногда попадается на олимпиаде районного уровня. Сейчас уже недостаточно зазубрить какие-то формулы или почитать научно-популярные книги. Требуется действительно глубокое понимание происходящих процессов, это серьезная работа, и нужна глубокая физико-математическая подготовка. И любовь к астрономии, конечно.

Чем различаются школьная и олимпиадная астрономия?

Основное различие заключается в том, что олимпиадная астрономия существует, а школьная — нет. Недавно астрономия как дисциплина была исключена из федерального государственного образовательного стандарта — она продержалась в массовой школе всего пять лет, и за это время, на мой взгляд, её ещё не успели начать преподавать. Олимпиадная же астрономия основывается на дополнительном образовании. За восемь десятков лет сложились традиции, которые переживут любые формальные изменения программ и правил.

В этом учебном году мы сделали ставку на доступность астрономического образования для каждого школьника. Каждый, кто проявил желание заниматься, получил такую возможность. Очень приятно, что астрономией начинают интересоваться не только школьники старших классов. Выросло количество участников регионального этапа олимпиады имени В. Я. Струве — аналога регионального этапа для 7-8 классов. В этом году впервые состоится заключительный этап этой олимпиады. Будем и дальше двигаться в этом направлении. Об астрономии должен услышать каждый, кто захочет ей заниматься.

Содержание заданий всероссийской олимпиады ограничивает методическая программа, в разработке которой я сам принимал участие. Баланс тем, на мой взгляд, был выверен неплохо. Это интересные задания. Трудно сказать то же самое о сложности. Старшие классы, в особенности 11-й, были «убиты» наповал: каждая задача оказалась серьезно нагруженной, что в условиях нехватки времени не дало возможности вдумчиво изучить каждый кусочек, каждый эффект.

Как задания восприняли сами участники?

С большим интересом. Ребята проявили себя как неплохие исследователи. Нельзя ожидать от школьника физической интуиции или наблюдательного опыта взрослого астронома, однако участники смогли достойно себя показать. Было много оригинальных решений.

Почему на заключительном этапе по астрономии три тура? Чем отличаются компетенции, которые они проверяют и для чего нужен блиц-тур?

Теоретический тур — классический письменный, направленный на решение задач. Практический тур предполагает обработку и анализ данных. Кстати, год от года навыки работы с данными у участников становятся всё лучше. Блиц-тест появился совсем недавно, чтобы внести неопределённость в результаты олимпиады до завершения всех процедур оценивания. По формату блиц разнообразен, встречаются вопросы на общие астрономические знания и соображения. Можно сказать, это культурный тур.

Как вам кажется, чего не хватило участникам из Москвы, которые не смогли стать призерами в этом году?

Раз ребята приняли участие в олимпиаде, им уже всего хватило. Конечно, у каждого причины «непризёрства» свои, каждый «несчастлив по-своему». Самая массовая причина — неучастие в систематической подготовке. Многие школьники и родители почему-то убеждены, что за неделю сборов можно подготовиться к финалу. В большинстве случаев это не так, и поэтому проводятся регулярные, еженедельные занятия, чтобы неспешно изучать предмет, работать с тренерами.

Куда ребята поступают со всероссом по астрономии? Как они используют дисциплину в будущем?

Астрономия — естественная наука, тесно связанная с физикой и математикой. Поэтому участники астроолимпиад выбирают для дальнейшего обучения в основном физико-математические специальности. Это нормально. Мы не рассматриваем занятия как базу для дальнейших профессиональных занятий астрономией (хотя, безусловно, у ребят есть для этого хороший потенциал); стране в принципе некуда было бы девать столько молодых астрономов. Всё, чем мы занимаемся: развитие пространственного мышления и физической интуиции, абстрактно-аналитические и оценочные упражнения — пригодится любому грамотному специалисту. А любовь к космосу он или она пронесёт с собой через всю жизнь.