Интервью с тренером сборной Москвы по китайскому языку Татьяной Урывской

Татьяна Александровна Урывская — опытный тренер сборной команды Москвы по подготовке к всероссийской олимпиаде школьников по китайскому языку, которая начала свою преподавательскую карьеру ещё в 2014 году. В своём интервью она подробно расскажет о способах преодоления языкового барьера, а также о своём опыте, который был накоплен в процессе преподавательской деятельности.

Как Вы начали изучать китайский язык? Кто был Вашим первым учителем?

Я начала изучать китайский язык с нуля после поступления на Факультет иностранных языков Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета.

У меня было много замечательных преподавателей, их вклад сложно переоценить. Но самым первым преподавателем, моим дорогим учителем стала Варакина Маргарита Игоревна.

Что вы считаете самым сложным на пути изучения китайского языка?

Поддерживать навыки письма. Иероглифика требует частой тренировки. Нередко приходится видеть, как обучающиеся после летних каникул тщетно пытаются вспомнить у доски написание самых простых иероглифов. Безусловную сложность также составляет развитие аудитивных навыков.

Когда Вы начали преподавать китайский язык, и с какими трудностями Вы сталкивались?

Моя преподавательская карьера началась в Казанском федеральном университете в 2014 году. Было сложно нормировать материал. Рассказать надо так много, а время пары так быстро заканчивается.

Как сделать процесс изучения китайского языка и интересным и продуктивным одновременно?

Важно планировать работу так, чтобы студенты «добывали» знания сами и как можно скорее могли увидеть первые результаты своего кропотливого труда. Поэтому, например, перед тем, как изучить новую грамматику, мои студенты самостоятельно знакомятся с развернутым содержанием грамматического комментария в учебнике, составляют опорные конспекты с примерами.

А результат работы позволяет продемонстрировать даже устная разминка, с которой мы начинаем каждый урок. С каждым студентом строится мини-диалог на одну из изученных тем.

Так студенты могут эффективно активизировать изученную лексику или грамматику и порадоваться тому, что этим уже можно ежедневно пользоваться в рамках настоящей коммуникации.

Для многих языковым барьером является отсутствие языковой среды. Что можно предпринять для преодоления такой проблемы?

Я уверена, что поможет искусственное создание этой самой языковой среды. Каждый раз, когда вы осваиваете новое слово или выражение важно представлять себе речевую ситуацию, в которой это слово или выражение будет на все 100% уместно, попробовать составить с ним целое предложение. Студенты с опытом изучения языка могут посещать разговорные клубы.

Когда Вы начали работать в сборной Москвы по китайскому языку, и чем уникальна наша сборная?

Я работаю тренером сборной с 2017 года. Ребят нашей сборной отличает мощнейшая мотивация!

А высокомотивированные обучающиеся в свою очередь вдохновляют преподавателя.

Какие советы Вы дадите будущим китаистам?

Помнить, что терпение и труд все перетрут. А результат не заставит себя долго ждать.