«Искусство – это предмет, который нужно чувствовать сердцем и понимать умом»: интервью с победителем и призёром ВсОШ

27 апреля были объявлены победители и призёры Всероссийской олимпиады по искусству. О том, как нужно готовиться, чтобы стать победителем, рассказала Камилла Галимова. А призёр Екатерина Осипова поделилась с нами впечатлениями от заключительного этапа олимпиады.

Камилла Галимова, победитель, 11 класс

Как искусство пришло в твою жизнь?

Искусство всегда было в моей жизни. В четвёртом классе меня отправили в музыкальную школу по классу саксофона, а через несколько лет и в художественную школу. Этими занятиями я очень прониклась, особенно музыкальной литературой. Как итог — два красных диплома.

А об олимпиаде по искусству я узнала только в 10 классе от преподавательницы ИЗО Екатерины Валерьевны Череватовой.

Она посоветовала попробовать силы в теории и помогала мне в подготовке. Живопись я не бросала, продолжаю творить и до сих пор, хочу поступать на художественное направление.

Когда ты начала писать олимпиады и как происходил твой процесс подготовки к ним?

Большую роль сыграло как раз обучение в музыкальной и художественной школах. На занятиях мы подробно разбирали биографии композиторов, обсуждали их произведения и особенности творчества. А дома я читала книги по истории искусств, делала конспекты, смотрела открытые лекции в интернете.

В 10 классе я начала готовиться к региональному этапу: посещала онлайн-интенсивы от ЦПМ и ездила на сборы, которые проходили с утра и до позднего вечера. Полное погружение в материал, чудесный период!

А через год, осенью, от преподавательницы я узнала об АПО (Ассоциация победителей олимпиад — прим. ред.). Сначала я очень переживала, ведь группа была небольшой, а две встречи в неделю из трёх были в онлайне и с камерами. Но формат занятий оказался очень удобным: записанные лекции на 1,5 часа по заданной теме и конспект к ним, через день — семинар, на котором мы обсуждали пройденный материал и всё повторяли, по субботам — факультативы. Всё четко, структурированно и по делу.

Я благодарна за возможность обучаться в АПО, знания я там действительно сильно подтянула. И не жалею о том, что ходила на занятия и в ЦПМ, и в АПО, так как для меня важно подходить к изучению материала с разных сторон.

Какие впечатления у тебя остались от прошедшей олимпиады?

Больше всего я беспокоилась из-за того, что не была знакома ни с кем из сборной и даже не представляла, как проходит заключительный этап. Хотя всё прошло лучше, чем я ожидала! Команда оказалось дружной, а с критериями заданий я познакомилась на разборах и пробниках (нервы, кстати, тоже привела в порядок). Самыми интересными были задания на формально-стилистический анализ. Люблю такое. Можно выписать не просто выученные сухие даты и имена, а показать эрудицию и глубину знаний.

Что бы ты могла посоветовать ребятам, которые хотят выиграть ВсОШ?

Лень, невнимательность и бездумность — ваш главный враг. Посмотрите ему в глаза и поймите, из-за чего он появляется. Если это накопившаяся усталость, то дайте себе передышку, проветрите голову, чтобы потом с новыми силами идти в бой. Если же вы понимаете, что занимаетесь из-под палки ради кого-то, не получая от этого удовольствия и радости, то, пожалуйста, не мучайте себя. Искусство не принимает такой подход, это неправильно. Нужно чётко понимать, с какой целью ты это делаешь. Любовь к культуре, желание докопаться до истины?  Если нет — лучше занимайтесь подготовкой к ЕГЭ. В любом случае, всем удачи!

Екатерина Осипова, призёр, 9 класс

Как долго ты изучаешь искусство?

С седьмого класса. Просто однажды решила, что хочу выйти за рамки литературы (в то время я мечтала затащить именно её). До девятого класса я уже была и победителем, и призёром региона, а потом поняла, что нужно работать в усиленном режиме.

Стыдно признаться, но на выставку я осознанно сходила только в этом году. А раньше было как у большинства: родители заставляли, ездила на экскурсии с классом. Теперь понимаю, что постыдного в этом ничего нет, ведь все с чего-то начинают.

Хотела бы связать с этой сферой жизнь?

Пока не планирую, но понимаю, что забросить МХК уже не смогу. Это как зависимость: сначала ты прочитал брошюрку с краткой историей искусств и сходил в галерею за компанию, а потом уже не замечаешь, как все время уходит на посещение выставок. В этом плане меня сильно вдохновляют Чехов и Булгаков, потому что, несмотря на работу в медицине, они сохранили умение тонко чувствовать и жить бок о бок с искусством. Вот так хочется жить.

А когда ты начала заниматься подготовкой?

Тщательная подготовка у меня началась в сентябре. Тогда я ничего толком не знала ни об олимпиаде, ни о том, как она проходит. В голове было только: куда я попала и что это за куча непонятных имён? Но где-то через полгода стало комфортнее. Я много ботала, слушала лекции Пушкинского музея и Третьяковки, пролистывала задания прошлых лет, делала карточки. На меня также повлияли разговоры с классным руководителем.  Он помог мне полюбить этот предмет и прочувствовать его всей душой. А как только я прошла на следующий этап, у меня появилось осознание того, что обратного пути нет. Олимпиады — это всегда азарт и любовь.

Помогали ли тебе в написании олимпиады школьные знания?

Я учусь в совершенно обычной школе. У нас даже МХК как предмета нет и никогда не было. Приходилось готовиться своими силами. В этом мне сильно помогла АПО. Я влюбилась в занятия из-за преподавателей. Они заинтересованные люди, обожающие предмет и разжигающие интерес в учениках. Они стали как будто мостиком в профильный предмет.

Для меня был принципиален онлайн-формат у школы, ведь не нужно тратить время на дорогу. Иногда не хватало живого общения, а из-за короны не получалось встречаться в оффлайне. Но преподаватели все равно пытались что-то придумать: они делали онлайн-экскурсии по городу и галереям. Информация, конечно, очень полезная. Нам давали как азы (вроде названий греческих ордеров), так и дополнительные интересные штуки (лекции про Морозова и Щукина).

То есть давались и общие вещи, и частные (например, лекция по истории кино, а потом лекция по итальянскому неореализму как направлению в кино), поэтому углубиться в предмет мне удалось.

Какие эмоции у тебя остались после заключительного этапа?

Впечатления от олимпиады смешанные. С одной стороны, я очень рада, что познакомилась с чудесными людьми, среди которых много художников и музыкантов. Все очень интересные, открытые и необычные (наверное, это специфика предмета). Я поняла, что не одна в своей любви. В школе моё увлечение поддерживал только классный руководитель, куратор и несколько друзей, а остальные просили расшифровать три чудесные буквы. Гуманитарные предметы не особо ценятся сейчас, а когда говоришь о таком абстрактном понятии, как искусство, все отмахиваются.  А здесь наконец-то чувствуешь себя в своей тарелке.

С другой стороны, очень устаёшь. Это такая эмоциональная мясорубка с кучей информации. Местами было сложно понять задания, на творческом туре я минут 15 на это потратила. Хотя идея создания сайта очень крутая!

Что ты поняла за время подготовки к олимпиаде?

Нельзя думать о том, что знаний не хватает, ведь их всегда будет не хватать! Не думать, что другие знают что-то лучше тебя. Нужно не бежать за результатом, а сосредоточиться на самом предмете, потому что он, как правило, намного шире олимпиад. Всё-таки искусство — это предмет, который нужно чувствовать сердцем и понимать умом.

Материал подготовлен в рамках проекта Всеросс-live наших друзей из Ассоциации победителей олимпиад
Автор: Мария Беликова