Более 20 тысяч школьников приняли участие в Математическом празднике

19 февраля в Москве состоялся Математический праздник – олимпиада, игры и лекции для учеников 6-7 классов. Он был организован на различных площадках города, среди которых более 60 школ, а также МГУ, НИУ ВШЭ и другие ведущие столичные вузы.

Для учеников были подготовлены задачи разного уровня сложности: классического Математического праздника или более доступные в «Математической вертикали». В части заданий ребятам нужно было как дать верный ответ, так и привести полное решение – рассуждение, почему их вариант правильный, поделиться ходом своих мыслей. Для этого им понадобились не только знания предмета: важнее было использовать смекалку и воображение. Так, шестиклассники сравнивали большие суммы, «разрезали печенье» на определенное количество равных частей, и старались разместить как можно больше скрипачей на 16 тетрадных клеток. А ученики 7 классов искали красивые даты в 2023 году, строили в пустом бассейне остров из кубиков и определяли вес золотых монет.

После олимпиады на ряде площадок прошли математические игры и лекции ведущих ученых и педагогов. В МГУ и НИУ ВШЭ с лекциями выступили организаторы и составители задач праздника – научный руководитель Центра педагогического мастерства Иван Ященко и автор журнала «Квантик» Михаил Евдокимов, а также методист «Мастерской науки» Евгений Ширяев и доцент факультета математики ВШЭ Евгений Смирнов. Среди тем их выступлений – взаимосвязь теории графов, географии, топологии и медицины, история измерения времени, игра «Доббль» и ее связи с проективной геометрией над конечными полями. 

Также в МГУ прошла встреча с заведующим лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института РАН, лауреатом премии Лилавати Николаем Андреевым. Завершился праздник концертом исполнителя авторской песни Сергея Никитина в НИУ ВШЭ. 

Научный руководитель Центра педагогического мастерства, председатель оргкомитета мероприятия Иван Ященко рассказал, что Математический праздник позволяет участникам взглянуть на математику по-новому: «Математический праздник привлекает ребят не тем, что там можно выиграть, а тем, что можно порешать интересные задачи. Именно поэтому я всегда прошу родителей и учителей после праздника спрашивать не то, какое место ты занял или сколько задач решил, а то, какая задачка понравилась. Тем более многие задачи, хотя они достаточно несложные и доступные 6 и 7 классам, связаны с разными, самыми современными областями математики. Например, моя сегодняшняя лекция была посвящена топологии и теории Морса, а начал я ее со второй задачи седьмого класса», – рассказал Иван Ященко.

По словам организаторов, вдохновляющие выступления экспертов играют в празднике важную роль, но еще большее значение имеет то, что школьники сами пробуют решать увлекательные математические задания. Это подтверждают слова шестиклассника Петра из школы № 1317: «Мне очень нравится, потому что здесь весело, много игр и лекций, но при этом сама олимпиада очень интересная и необычная. Я решил все задания и очень доволен. Вообще я бы хотел связать свою жизнь с математикой, потому что в современном мире это самая перспективная область. И Математический праздник, как мне кажется, – это отличный старт».

Участниками праздника стали 22 тысячи ребят. Возможность попробовать свои силы была у всех школьников, прошедших предварительную регистрацию.

При желании к ним могли присоединиться и ученики более младших классов. Например, Ирина, пятиклассница из школы № 1518, поделилась с нами впечатлениями от олимпиады: «Больше всего меня впечатлила неповторимая атмосфера на мероприятии. Это мой первый праздник, но я уверена, что поучаствую еще не раз! Вообще я заинтересовалась олимпиадным движением благодаря школе: у нас есть дополнительные занятия олимпиадной математикой. На них мы с учителем разбираем задания повышенной сложности. Благодаря вычислительным навыкам, смекалке, интеллекту, которые я развивала самостоятельно и на занятиях, я достаточно успешно, как мне кажется, справилась с задачами».

Посмотреть предложенные задания и их видеоразборы можно на сайте Математического праздника. Организуют мероприятие Департамент образования и науки города Москвы, МГУ имени М. В. Ломоносова, Московский центр непрерывного математического образования, НИУ ВШЭ и Центр педагогического мастерства при участии ведущих вузов и школ города. Помимо Москвы, Математический праздник прошел и в других городах России, например, в Костроме, Красноярске, Сарове, Ульяновске, Хабаровске и на федеральной территории «Сириус». 

Москва активно поддерживает ребят, которые увлекаются математикой. Школьники посещают профильные кружки, участвуют в олимпиадах и решают интересные задачи в рамках школьной программы. Все это позволяет московским ученикам получить качественное базовое образование. Кроме того, в городе действует проект «Математическая вертикаль», для которого ведущие учителя города разработали специальные учебники. Он призван обеспечить ученикам многоцелевую предпрофильную подготовку в математике и смежных областях.