Решай, рефлексируй, побеждай

Оказывается, подготовка к Всероссийской олимпиаде по математике требует более философского подхода, чем вы могли бы подумать. Для начала попробуйте заниматься только тем, что вам действительно нравится, и не учиться до посинения. Если идея пришлась вам по душе — ищите и другие советы абсолютного победителя по математике Андрея Филатова в этой статье.

Расскажи о своей олимпиадной истории. Когда ты решил за это взяться и почему?

Всё началось примерно в третьем классе, когда я ещё с родителями ездил на ЛМШ, летние математические школы. Они обычно проводились на природе, так что удавалось совмещать полезную математику с приятным отдыхом. Занятий было ещё совсем немного: нам давали дошкольные примеры и детские задачи на логику. Но этого было достаточно, чтобы углубиться в математическую тусовку. И в пятом классе я одержал первую большую победу на «Матпразднике» — вошёл в топ-10 по Москве. Как раз тогда понял: математика — это моё. И как-то дорос до абсолютного победителя в этом году.

Как ты готовился к этому заключительному этапу?

Не сказал бы, что я готовился конкретно к всероссу. Просто пока идёт олимпиадный сезон, держу себя в тонусе. Решаю задачи, хожу на мероприятия, участвую в олимпудках. Получается регулярный интенсив, который помогает держаться на плаву и в том числе — готовиться к Всероссийской олимпиаде. В этом мне очень хорошо помогали преподаватели из сборной Москвы. Правда, ближе к десятому классу я стал сам находить источники с задачами: как зарубежные, так и отечественные. Таким образом можно определиться с любимым разделом математики и найти у себя проблемные места.

А какой путь для поступления лучше выбрать: ЕГЭ или олимпиады?

На самом деле, олимпиады прекрасны тем, что ты заранее знаешь, поступил ты или нет. А ЕГЭ в этом плане гораздо менее понятный вариант. Для многих это последний шанс попасть в университет, и нет права на ошибку. Так что с психологической точки зрения олимпиады — гораздо более приятный вариант.

Как сильно твой распорядок дня в этом году отличался от рутины старшеклассника, сдающего ЕГЭ?

Школьное обучение реально превращается в рутину, когда ты готовишься к ЕГЭ. Месяцами приходится прорешивать одно и то же — вот тебе и весь одиннадцатый класс. А между тем, когда учишься в школе, остаётся очень много свободного времени. И каждый может найти себе занятие по душе. Заниматься тем, что тебе реально нравится, по мне — гораздо лучше, чем монотонная подготовка к экзаменам. Так что мой распорядок дня отличался тем, что я почти не ходил в школу.

Чтобы мы могли лучше себе это представить, попробуешь описать свой обычный день за неделю до заключительного этапа ВсОШ?

Так я стараюсь проводить каждый день. Важно забить всё время полезными вещами, чтобы потом не ругать себя за безделье. Хочешь ботать — ботай. Хочешь читать книгу или гулять с друзьями — пожалуйста, в этом ничего такого нет. Главное — избегать состояния, когда время тратится впустую, а голова никак не задействуется. Конкретно перед всероссом я старался напрягать свой мозг и держать его в тонусе. Причём можно загружать его и другой информацией, не относящейся к подготовке — лишь бы не расслаблялся. Ни в коем случае не нужно ботать до посинения, пока что-нибудь не отвалится. Такое бывает разве что на сборах.

Итак, ты уже в Тюмени, через час начнётся первый очный тур. О чём ты думаешь в этот момент? Прогоняешь в голове задачки, читаешь мантры или стараешься максимально расслабиться?

За час до тура я точно не думаю о задачках. Наоборот, пытаюсь поймать состояние, когда я сконцентрирован на происходящем вокруг, но не допускаю никакой мыслительной деятельности. Помню, еду автобусе перед туром, кто-то говорит рядом со мной, но текст я не воспринимаю — смотрю в окно. Как бы расслабляюсь, но учитываю, что скоро придётся писать тур.

Три самых запоминающихся момента олимпиады?

Первое, что я отчётливо запомнил — состояние во время первого тура, когда впереди ещё оставались задачи, но у меня сильно болела голова. Было настолько лень что-либо делать, что я не хотел записывать ответы и дорешивать олимпиаду. Хотелось есть и спать. Был не в самом свежем состоянии, но в итоге справился с собой. Второй запоминающийся момент: решение последней задачи. До конца оставался всего час, глаза замылились. До сих пор не понимаю, как это случилось — но решение родилось как будто из полной пустоты. Думаю, это было чудо. И наконец — окончание второго дня, когда все уже было написано. Запомнился сам момент и мысль о том, что это последняя Всероссийская олимпиада в моей жизни. Тогда я старался запечатлеть абсолютно всё, что происходило вокруг.

Ура, ты победитель! Какие планы на жизнь после всеросса?

По-моему, у большинства математиков нет чётких планов на будущее, потому что во время учебы в университете их сфера интересов может сместиться в любую сторону: ближе к физике, информатике или даже биоинженерии. А я скорее хочу изучать что-то связанное с чистой математикой, не затрагивая смежные науки. Наверное, пойду на матфак в Высшую школу экономики.

И напоследок: три главных совета по подготовке к Всероссийской олимпиаде.

Скорее, это будут советы для человека, который в общем поставил себе цель выигрывать олимпиады. Во-первых, надо понять, для чего и для кого ты это делаешь. Подумай, действительно ли тебе это нужно? Лично я писал этот всеросс ради учителей и друзей — чтобы этой победой отблагодарить их за всевозможную помощь в течение последних лет. Второй совет по жизни — максимально разобраться в себе и изучить свою реакцию в различных ситуациях. Некоторым стресс мешает при решении самых простых задач. Надо уметь бороться с этим. И последнее — всегда ставьте цели на будущее и двигайтесь к ним. После каждого достижения нужно ставить себе новую планку. Жизнь, проведённая в состоянии, когда ты не понимаешь, зачем что-то делаешь — потерянное время.

Материал подготовлен в рамках проекта Всеросс-live наших друзей из Ассоциации победителей олимпиад
Автор: Павел Цуканов