Музеи без пыли, усадьбы без тоски: самой культурной школьной олимпиаде — 10 лет


В этом году олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» празднует свой первый юбилей. Участие в ней ежегодно принимают более сотни тысяч москвичей и более двух сотен культурных площадок столицы. В чём суть олимпиады, какие бонусы даёт музейный квест и что обо всём этом думают сами юные исследователи, читайте в нашем материале. 

Что такое «Музеи. Парки. Усадьбы»?

«Музеи. Парки. Усадьбы» — это олимпиада, на которой дети решают задания — как несложно догадаться — в музеях, парках и усадьбах Москвы. Участие могут принимать школьники любого возраста и даже дошкольники. Бродить по музеям в поисках ответов разрешается индивидуально либо в команде до десяти человек.

Олимпиада состоит из нескольких туров. В ходе первого, вводного, нужно ответить онлайн на несколько вопросов о Москве. Затем участник выбирает локацию и проходит заочный тур — в нём предлагается пять вопросов непосредственно о выбранном музее или усадьбе. Тех, кто справится с этим заданием, ждёт самое интересное — настоящий квест: каждый музей, парк и усадьба готовят задания для участников разных возрастов. Изюминка олимпиады в том, что ответы на эти вопросы в интернете не найти — чтобы с ними справиться, нужно тщательно изучить экспозицию. Олимпиада состоит из нескольких туров. В ходе первого, вводного, нужно ответить онлайн на несколько вопросов о Москве.

Затем участник выбирает локацию и проходит заочный тур — в нём предлагается пять вопросов непосредственно о выбранном музее или усадьбе. Тех, кто справится с этим заданием, ждёт самое интересное — настоящий квест: каждый музей, парк и усадьба готовят задания для участников разных возрастов. Изюминка олимпиады в том, что ответы на эти вопросы в интернете не найти — чтобы с ними справиться, нужно тщательно изучить экспозицию.

Задания каждый год новые — их составляют сами сотрудники музеев. «В июне-июле мы готовим вопросы, затем к нам приходят эксперты, которые проверяют, чтобы они соответствовали возрасту участников и тематике, — рассказывает сотрудница отдела образовательных программ Московского государственного объединённого музея-заповедника Анастасия Алехина. — Наши задания требуют внимательности. Если ты вдумчиво прочитал вопрос и этикетку к нужному экспонату, то с лёгкостью ответишь, а если спешишь-торопишься, то будет сложнее».

Конечно, решать олимпиаду, исследуя настоящие экспонаты в настоящем музее, гораздо веселее, чем сидя дома перед монитором. Но организаторы подчёркивают: важно и то, что в процессе ребёнок учится не самым привычным способом получать информацию, которая может пригодиться в учёбе. Например, олимпиада проходит в домах-музеях Лермонтова и Герцена, музее Серебряного века — и для участников это возможность посмотреть на «программных» классиков свежим взглядом. «Дети пополняют свой багаж знаний — знакомятся с эпохой, с особенностями творчества писателя, изучают документы. То есть подход к писателю немного другой, не только через литературное произведение, но и через его жизнь, окружение, привычки, наклонности. Он для них становится человеком, а не просто памятником на бульваре», — рассказывает Галина Великовская, ведущий научный сотрудник Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля. 

Лучшие участники олимпиады приглашаются на финальную игру-прогулку. Это уже квест в прямом значении слова: детям предлагается на выбор несколько маршрутов по центру Москвы, на каждом из которых их ждут задания на внимательность и смекалку. Ребята разглядывают фасады и памятники, ищут ответы на мемориальных табличках, перерисовывают орнаменты, сравнивают здания со старинными фотографиями и проходят десятки тысяч шагов — недаром после игры многие отмечают, что перед олимпиадой не помешало бы тренировать не только мозг. 

Что олимпиада даёт детям?

Прежде всего, знания. Но конечно, не только их.

Школьники получают совершенно нестандартный музейный опыт. «В олимпиаде участвует больше 200 музеев, не все из них на слуху, но это не значит, что они не классные, — рассказывает координатор олимпиады Мария Войцик. — И если кажется, что просто так ходить по музею скучно, то олимпиада — хороший повод прийти и изучить экспозицию: это не обычная экскурсия, но пока отвечаешь на вопросы, так или иначе что-то посмотришь и запомнишь».

Ещё «Музеи. Парки. Усадьбы» — это приятный способ расширить кругозор. Когда участников спрашиваешь о том, чем им запомнился этот «музейный» год, ответы варьируются в диапазоне от истории зарождения письменности до еды космонавтов. Пятикласснице Полине из школы «Новокосино» больше всего понравился экоцентр «Воробьёвы горы»: «Там рассказывается про экологию. Например, в одном зале стоят зелёные кабинки, где написаны разные интересные факты: сколько воздуха мы загрязняем, сколько воды в среднем тратим». Её подруге Ульяне из школы на Яузе по душе пришёлся антураж Музея Востока — скульптуры животных, национальные и обрядовые костюмы, картины. Третьеклассница Настя из школы №1000 хвалит Москвариум, а ученик школы №2103 Никита благодаря олимпиаде примерил на себя роль шифровальщика в Музее истории телефона.  

Пожалуй, один из важных показателей успеха олимпиады — то, что многие дети участвуют в ней несколько лет подряд. Более того, для некоторых «музейная» история не заканчивается даже после выпуска из школы: как заметила Мария Войцик, среди авторов вопросов и организаторов олимпиады нередко встречаются её бывшие участники.

А зачем она нужна музеям?

В первую очередь, конечно, олимпиада привлекает в них много любопытных посетителей. Самыми популярными неизменно остаются музеи о космосе и животных: Музей космонавтики, Дарвиновский, Зоологический. Но многое зависит от того, насколько интересными и продуманными будут вопросы, как выстроена работа с участниками.

Количественными показателями польза для музеев не исчерпывается: «Сотрудники смотрят на свои экспозиции и выставки немного по-другому и понимают, например, что надо переделать этикетку, чтобы она была более понятной для олимпиадников. Или иначе расположить предмет, чтобы дети могли подойти и рассмотреть его более внимательно,  — рассказывает Людмила Дендеберя, заведующая отделом научно-просветительской и методической работы Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля. — Требования олимпиады помогают повышать квалификацию сотрудников, потому что знать, как работать с детьми, тоже очень важно».

Количественными показателями польза для музеев не исчерпывается: «Сотрудники смотрят на свои экспозиции и выставки немного по-другому и понимают, например, что надо переделать этикетку, чтобы она была более понятной для олимпиадников. Или иначе расположить предмет, чтобы дети могли подойти и рассмотреть его более внимательно,  — рассказывает Людмила Дендеберя, заведующая отделом научно-просветительской и методической работы Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля. — Требования олимпиады помогают  повышать квалификацию сотрудников, потому что знать, как работать с детьми, тоже очень важно».

 

Что нового?

Конечно, со временем олимпиада меняется: с каждым годом в ней участвует всё больше музеев, парков и усадеб, появляются нововведения. Так, в прошлом году добавились задания нового формата — рефлексивные. Пожалуй, их можно назвать самыми необычными: верных и неверных ответов тут нет, баллы за них не начисляют, а выполняются они по желанию. «Рефлексивные задания нужны, чтобы школьник вспомнил, что он видел две недели назад в музее, осмыслил этот опыт. Особенно это важно, если человек посещает подряд 10-15 музеев — так он хотя бы сможет разобраться, что где было, — рассказывает Мария Войцик. — При составлении заданий мы старались, чтобы они были не в духе «Опиши самый любимый экспонат» или «Пришли его фотографию», а вызывали размышления, отражали личное мнение и опыт после посещения музея».  

Как поучаствовать?

Для начала нужно зарегистрироваться на сайте олимпиады museum.olimpiada.ru, регистрация уже открыта. Подробная инструкция о том, что делать дальше, найдётся там же. На странице «Музеев» есть и каталог площадок, остается только выбрать приключение на свой вкус и — вперёд! 

Материал подготовлен пресс-службой ЦПМ для «Учительской газеты»
Автор: Ксения Донская