Слетать в КОСМОС, поймать МЫШа за хвост: зачем школьникам участвовать в учебно-тренировочных чемпионатах ЦПМ

Материал подготовлен пресс-службой ЦПМ специально для независимого педагогического издания
«Учительская газета — Москва»

В прошедшем учебном году Центр педагогического мастерства провёл три крупных межпредметных командных турнира с эффектными названиями — КОСМОС, МЫШ и ГРИБ. В них приняли участие более 7 тысяч школьников. В этом году к уже знакомым многим школьникам турнирам добавятся ещё два — КУСТ и ТИТАН. Организаторы и участники чемпионатов рассказали об особенностях турниров и их целях.

Учебно-тренировочные чемпионаты (УТЧ) — это командные межпредметные соревнования для учеников 7–11 классов. Главные цели турниров — показать школьникам, насколько интересными могут быть предметы школьной программы, и вовлечь их в олимпиадное движение. В 2022/23 учебном году Центр педагогического мастерства провёл три чемпионата: КОСМОС (Командное стратегическое московское соревнование), МЫШ (Турнир Московских Ынтеллектуальных Школьников) и ГРИБ (Глобального разнообразия интеллектуальный биатлон). Турниры проходят в смешанном формате, очно и онлайн. Принять участие в них могут ребята со всей России.

Первый учебно-тренировочный чемпионат — Командное стратегическое московское соревнование (КОСМОС) — прошёл весной 2019 года. Сегодня КОСМОС — это сюжетная игра, в которой команды оказываются в фантастической ситуации: например, выживают на другой планете или спасают человечество от коварного искусственного интеллекта. Чтобы преодолевать возникшие на их пути трудности, нужно решать задания по разным предметам: от химии и математики до права и журналистики. Как в жизни: для решения серьёзного вызова необходима командная работа разных специалистов.

Турнир Московских Ынтеллектуальных Школьников (МЫШ) был придуман осенью 2019 года и представлял собой небольшое соревнование в стиле «Своей игры». В 2022 году он был преобразован в длинный чемпионат в формате капитал-квиза. Участники турнира решают задания по русскому языку и лингвистике, а также распоряжаются внутренней валютой игры — кусями.

Самый новый чемпионат — Глобального разнообразия интеллектуальный биатлон (ГРИБ) — посвящён проблемам биоразнообразия. Он был проведён в 2023 году впервые. На сложный и актуальный проблемный вопрос биоразнообразия школьникам предлагается посмотреть через призму исследовательских проектов и олимпиадных заданий по биологии, экологии, химии и географии.

С осеннего сезона 2023 года ЦПМ планирует проводить ещё два чемпионата: КУСТ и ТИТАН.
КУСТ — соревнование по одному из самых сложных аспектов изучения иностранного языка — страноведению. Участники турнира погрузятся в историю, культуру и географию стран, языки которых они изучают. ТИТАН — большое STEM-соревнование, которое ЦПМ проводит совместно с Центральным университетом. В рамках турнира школьники выполнят предметные задания по программированию, математике, экономике, химии, физике и прикладной лингвистике. В финале им предстоит решить сложные командные кейсы и защитить решения перед экспертным жюри.

Главная особенность чемпионатов — разнообразие форматов заданий и их творческий характер. Участники турниров решают межпредметные задачи и кейсы исследовательского, коммуникационного, творческого и проектного типов.

«Метапредметность — основная характеристика заданий наших турниров, — рассказывает главный организатор учебно-тренировочных чемпионатов Роман Илюшин. — Мне очень нравятся задания, где мы можем столкнуть конвенционально несовместимые предметы: криптографию и искусствоведение, математику и фразеологию, географию и правоведение. Идеальное задание для УТЧ — это необычный вопрос, к которому нельзя подготовиться. Более привычные интеллектуальные соревнования — многие перечневые олимпиады и даже этапы ВсОШ — всё чаще приобретают консервативный тип. Знание формата начинает определять твою успешность на таких соревнованиях, к ним можно подготовиться. Это порождает несправедливость: больше шансов на победу имеет тот, у кого был ресурс для подготовки. В этом смысле наши УТЧ более демократичные, к ним фактически невозможно подготовиться. Каждое новое состязание, этап — это креативный вызов. Наши составители и члены жюри работают круглогодично, чтобы придумывать новые уникальные форматы. Если школьник видит себя будущим учёным, наши чемпионаты не только ознакомят его с тем, на какие темы проводятся исследования, но и сподвигнут на работу в проектно-исследовательской группе. Если он хочет стать программистом и работать в стартапе или завести свой, УТЧ позволят ему отточить навыки командного участия, без которого в этой сфере никуда. Ну и, конечно, если школьник хочет побеждать в олимпиадах, знакомиться с необычными задачами, расширять кругозор, а не просто решать исключительно типовые задания, ему однозначно стоит принять участие в турнирах».

Задание из учебно-тренировочного чемпионата МЫШ, 2023

Слово Х называет пряник и животное. Наименование животного Х обычно выглядит как Х’, которое отличается от Х одной буквой. Наименование Х тем не менее стоит считать более логичным (нежели Х’), поскольку это животное, хоть и является оленем, похоже на другое животное, Y.

Назовите все неизвестные

Ответ: Х – козуля; Х’ – косуля; У – коза

Из-за командного формата и творческого характера заданий успех на турнирах далеко не всегда определяют знания вне школьной программы. Здесь часто важнее коммуникативные навыки, soft skills и логическое мышление. Об этом рассказывает автор заданий по искусству (МХК) и член жюри чемпионата КОСМОС Серафим Рылов: «Чтобы решить задания по искусству в рамках КОСМОСа, знать историю искусства досконально совсем необязательно. Наши задания в первую очередь требуют логики, внимания к деталям, пространственного мышления, фантазии, умения находить причинно-следственные связи, анализировать роль произведений искусства и обсуждать гипотезы.

Эти навыки не зависят от класса и уровня погружённости в предмет. Составить задание для КОСМОСа — это как написать хороший детектив: нужно сначала самому пройти всю цепочку размышлений, заранее спланировать тупики и потайные ходы, которые будут уводить участников от цели или, наоборот, к ней приближать.

Хорошее задание подобно лабиринту, который наполнен интересными тупиками, волнующими развилками и который необязательно ведёт к одному-единственному выходу и одной цели, в этом лабиринте можно найти неожиданные выходы в самых неподходящих местах. Это то, что отличает задания турнира от многих олимпиадных задач, где требуется дать конкретный единственно верный ответ и попасть в ключи. Иногда участники КОСМОСа не понимают, насколько свободным является формат наших вопросов. Я бы пожелал участникам осознать, как много свободы перед ними, когда они открывают задания ­КОСМОСа (не только по искусству, но и по другим предметам)! Я советовал бы подходить к решению заданий турнира как можно более креативно и не бояться выдвигать самые смелые гипотезы».

С организаторами и составителями заданий соглашается и Любовь Байкова, член команды Tushino — призёра турнира КОСМОС: «Задачи в КОСМОСе очень разнообразные и, как правило, метапредметные, поэтому недостаточно быть опытным в каком-то конкретном предмете. Стоит интересоваться различными сферами, а не только наукой, ведь культурный фон и жизненный опыт тоже пригодятся на турнире. Мне особенно нравятся задания, которые необычно подаются. В одном из прошлых сезонов всю нашу команду позабавила задачка по химии, где по количеству распавшихся атомов в чашке чая нужно было определить количество времени, проведённого экипажем космического корабля в криосне».

Несмотря на игровой характер соревнований и заданий, организаторы турниров считают, что УТЧ — отличная возможность влиться в олимпиадное движение и подготовиться к другим интеллектуальным соревнованиям. С одной стороны, чемпионаты позволяют закрепить и проверить знания по предметам, а с другой — научиться решать нестандартные задачи.

«Я считаю, что участие в турнирах — хороший способ подготовки к олимпиадам, — рассказывает автор заданий по географии и член жюри чемпионатов КОСМОС и ГРИБ Михаил Перов. — Задания по географии в рамках КОСМОСа и ГРИБа по сложности примерно соответствуют муниципальному этапу ВсОШ.

Внутренние темы и сюжеты турниров делают формулировки заданий более необычными, но их основные паттерны схожи с олимпиадными. Как и хорошее олимпиадное задание по географии, хорошее задание в рамках турниров требует не просто знания сухих фактов, а умения находить между ними связи, зачастую не самые очевидные».

Анализ результатов прошлых сезонов показывает, что задания чемпионатов подойдут как начинающим, так и продвинутым олимпиадникам. Руководитель проекта Роман Илюшин отмечает: «Сейчас мы проводим серьёзную аналитическую работу, обрабатывая результаты весенних турниров. Мы считаем средние и медианные баллы, которые набирают команды на разных чемпионатах, и приходим к выводу, что ребята с совершенно разным уровнем подготовки могут найти задания, которые будут показывать им точки роста. Мы не определяем минимальный уровень подготовки участников для наших турниров и считаем, что от ребят требуется только желание совершенствоваться в интересующих их предметных областях. Это не значит, что задачи, которые мы предлагаем решить, простые. Тем не менее, если школьник интересуется предметом, наши чемпионаты — это точно то, что нужно попробовать параллельно с решением этапов ВсОШ и престижных предметных олимпиад.

Учебно-тренировочные чемпионаты — это не только интеллектуальные состязания, но и комьюнити единомышленников, пространство для знакомств и досуга, а также настоящие праздники науки. К финалам некоторых турниров приурочены большие фестивали. Заключительный этап турнира МЫШ сопровождает фестиваль русского языка с научно-популярными лекциями, квестами и секциями для олимпиадных тренеров и учителей. Весной 2023 года прошёл закрытый естественно-научный фестиваль для финалистов ГРИБа. В планах ЦПМ проводить такие праздники в рамках финалов и других турниров».

О том, что УТЧ — это интересный формат досуга и веселое времяпрепровождение, рассказывают и участники турниров.

«КОСМОС — это отличная возможность не только проверить уровень своих знаний, но и получше узнать своих друзей, научиться работать в команде», — отмечает Любовь Байкова.

А Дарья Красноцветова из команды-победителя турнира ГРИБ «Интуитивно понятно» рассказывает:

«Участие в турнирах — это ещё и весело, если вы делаете задания не одни, а с друзьями. Вы отдыхаете, потому что атмосфера не такая напряженная, как на олимпиаде, но в то же время повторяете материал для решения заданий. Это полезный досуг и отличный способ весело провести время».

Организатор турниров Роман Илюшин дает советы учителям, как выбрать турнир для своих учеников и сформировать команду:

«Формируя команду от школы, выбирайте сердцем! Участник может быть не очень подкованным в вашем предмете, но, если у него есть желание, нужно обязательно дать ему шанс. Если ученик хочет попробовать себя в роли юного Ломоносова, то для него подойдут ГРИБ, КУСТ и КОСМОС. Если он хочет решать задания, приближенные к реальной жизни, ему стоит попробовать себя в ТИТАНе. Если школьник готов озаряться, тренировать свою интуицию и удивляться тому, какие потаённые знания есть у нас в голове, ждём его на турнире МЫШ!»

Узнать подробности об учебно-тренировоных чемпионатах можно на сайте турнир.цпм.рф.