«Успех — это 99% работы, а способности — есть у каждого»: Ольга Мартьянова об оценивании работ юных Моцартов и Пушкиных
Почему изобразительное искусство — один из самых важных школьных предметов? Что проверяют творческие олимпиады? Как оцениваются работы детей, и сложно ли это? Член оргкомитета Московской олимпиады школьников по изобразительному искусству и заведующая отделением повышения квалификации в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Ольга Мартьянова ответила на эти и многие другие вопросы.
Какова задача Московской олимпиады школьников по изобразительному искусству?
Задач у этой олимпиады несколько. Прежде всего, мотивировать детей и помочь им наиболее ярко и полно раскрыть таланты и способности. Также важно обращать внимание школьников на творчество в целом, представить его во всём многообразии. Кроме того, благодаря Московской олимпиаде мы поднимаем престиж такого иногда недооцениваемого предмета, как изобразительное искусство.
В олимпиаде участвуют даже второклассники. Почему детям важно заниматься искусством с малых лет?
Начну с научных аргументов: многие эксперименты 60-х годов подтверждают, что дети, занимающиеся искусством углублённо, — будь то музыка, актёрская игра или рисование — потом обгоняют сверстников в развитии. Так уж устроено становление и формирование личности.
Я всегда говорю ученикам: Александр Пушкин в девятом классе Лицея изучал изобразительное искусство. Он и его одноклассники под руководством
знаменитого художника долгими часами рисовали с натуры и портреты, и натюрморты, и пейзажи. Вероятно, этот предмет ему не приходился по душе, но мы знаем, что из этого получилось — вклад Пушкина в наше искусство сложно переоценить.
Сейчас в школах часто делают упор на технические предметы и точные науки. На мой взгляд, нельзя обделять изо и культуру вниманием. На его изучение стоит выделять как можно больше времени.
Для участия в МОШ по изобразительному искусству обязательно посещать художественную школу? Или участвовать может каждый, даже без особой академической подготовки?
Конечно, поучаствовать может каждый. Как показывает опыт, в 1–5 классах у детей настолько развито самовыражение, что они с лёгкостью побеждают и без дополнительных занятий. В старших классах, когда обучающиеся уже более направлены на поступление в конкретный вуз, необходима интенсивная подготовка, как и в любом другом предмете.
Какие перспективы открывает для школьников участие в олимпиаде по изо?
Во-первых, наши дипломы дают дополнительные баллы и шансы, но вузы по-разному их учитывают. Например, в Академии акварели вы получите один балл, а МПГУ на художественно-графический факультет берёт победителей без экзаменов.
Ещё одна важная перспектива — региональная. Хоть олимпиада и называется московской, ежегодно всё больше городов активно вовлекается в неё. Хотелось бы, чтобы МОШ расширялась, о ней узнавало как можно больше людей, а у школьников появлялось больше шансов проявить себя!
Что в первую очередь хотят проверить или развить в участниках олимпиады по изобразительному искусству?
В 5–6 классах в первую очередь оценивается креативность. Нам важно видеть и поддерживать идейность детей. Учеников 10–11 классов проще сравнивать между собой: в этом случае на первый план выходят такие строгие критерии, как мастерство и техника исполнения работы. Члены жюри действительно стараются быть объективными: мы понимаем, что для некоторых от диплома победителя или призёра зависит поступление в художественный вуз.
На что члены жюри обращают внимание?
У нас есть пять критериев, которые варьируются от одной номинации к другой. Например, «мастерство» проверяет умения и навыки участника. «Оригинальность, творчество, самовыражение» — то, насколько ребёнок знает тему и понимает, что от него ожидают. Критерий «композиционное решение» объединяет и мастерство, и креативность, и общую художественную выразительность. Это присуще любому виду искусства, которое выбирает ребёнок.
Сложно ли оценивать детские работы, ведь у всех разные вкусы?
Оценивать работы очень тяжело, в особенности детские. Но в нашем вузе, как и во многих других, существует огромная практика просмотров. Это значит, что обучающиеся ещё с групп дополнительного образования привыкают к такой культуре: каждый семестр сдают работы, выполненные в различных техниках. Затем они выкладываются, и идёт большая комиссия. Коллегиально преподаватели обсуждают работы и оценивают их.
Практика просмотров даёт нам возможность найти безусловных лидеров
среди всех участников. Вопроса «Кто тут лучше?» не возникает. Комиссию жюри МОШ по изо составляют академики и народные и заслуженные художники. В большей мере мы опираемся на их мнение и опыт.
Что в большей степени важно для участника: быть теоретически подкованным, иметь богатую художественную насмотренность или как можно больше практиковаться?
В креативных олимпиадах каждый может подобрать для себя наиболее выигрышную номинацию. В одних больше важна оригинальность и идейность, в других — теоретическая подкованность. Кредо Сергея Андрияки, в Академии которого мы сейчас находимся: «Работать, работать и ещё раз работать!» Успех — это 99% работы, а способности — есть у каждого.