«10 лет назад такие компетенции казались недостижимыми»,  — Сергей Мустафин о робототехнике в московских школах

Материал подготовлен пресс-службой ЦПМ для «Учительской газеты»
Автор: Ксения Сатарова

Робототехника становится всё более популярной и востребованной в современном мире, поэтому в Москве растёт количество кружков и олимпиад, в которых увлечённые школьники могут попробовать себя. А с этого учебного года робототехника стала и отдельным профилем в рамках Всероссийской олимпиады школьников по технологии.

Некоторые школы города уже вводят занятия по робототехнике в качестве отдельных курсов и самостоятельных предметов. Кроме того, в столице действуют инженерные классы, где на уроках можно заниматься электроникой, моделированием, программированием, созданием технических проектов — всё это с каждым годом становится всё более привычным и доступным для московских школьников. 

Сергей Мустафин, тренер Центра педагогического мастерства по подготовке к участию в Московской и Всероссийской олимпиадах школьников, рассказал, как заинтересовать ребёнка робототехникой, в каком возрасте лучше начинать заниматься предметом и как развивается это направление в столичных школах.

Насколько востребовано направление робототехники в Москве среди школьников?

Инженерно-техническое направление сейчас очень популярно везде, и Москва не исключение, конечно. Оборудование и технологии позволяют школьникам заниматься довольно сложными вещами. Но нужно понимать, что робототехникой называют практически все технические занятия — от конструирования электроники до 3D-моделирования. Как мультипредметная область робототехника и правда включает в себя множество направлений. 

Где ребята могут заниматься: школы, кружки?

Сейчас робототехника присутствует практически везде. Для ребят работает множество кружков как в школах, так и за их стенами. Некоторые

образовательные учреждения вводят робототехнику как элективный курс или даже предмет.

Как Москва поддерживает развитие робототехники среди детей?

Московские школы неплохо оснащены и это, безусловно, заслуга города. Например, помещения школ-участниц проекта «Инженерный класс» включают множество оборудования, благодаря которому ребята могут заниматься. В столице проводится большое количество олимпиад и конкурсов технической направленности. Кроме того, робототехника представлена и во Всероссийской олимпиаде школьников — там с этого года она представлена отдельным профилем в предметной области «Технология».

С какого возраста ребёнок может заниматься робототехникой? И с чего лучше начать?

Сейчас разработаны методики и существует оборудование для безопасных занятий даже с младшими школьниками. Это здорово, когда в раннем возрасте ребята уже начинают знакомство с алгоритмами, базовыми основами конструирования, управления, учатся создавать простые автоматизированные устройства, узнают понятия физических терминов и величин. Всё это закладывает фундамент для будущих успехов и более глубокого увлечения робототехникой.

Кому подходит робототехника и нужны ли тут какие-то специальные знания?

Как я уже говорил, робототехника — очень мультипредметная область. Работая в команде, участник может выполнять самые разные роли: заниматься электроникой, механикой, моделированием, программированием или дизайном устройства. Безусловно, знания нужны и важны, но, как и в любой области, начать можно с желания. Если у ребёнка есть интерес, всё остальное приложится.

Как пробудить в ребёнке этот интерес?

Как раз с тем, чтобы мотивировать ребёнка на начальном этапе, у робототехники проблем нет. Нас окружают технологии, и школьник испытывает естественный интерес к «роботам», потому что они буквально повсюду. Безусловно, потом оказывается, что создание собственного устройства подразумевает большой труд и вовлечённость, и тут не все готовы идти до конца. Но такая ситуация может сложиться абсолютно в любой области: каждый мальчишка играет во дворе в футбол, но профессионалами становятся далеко не все. Конечно,

хочется надеяться, что занятия, которые ребёнок посетил, внесли вклад в формирование его личности, кругозора, знаний или даже, возможно, повлияли на выбор профессии.

В каких соревнованиях могут участвовать школьники, увлекающиеся робототехникой?

Существует огромное количество соревнований от городского до мирового уровня. RoboCup, WRO, Eurobot, FLL (First Lego League) — всё это международные соревнования, объединяющие тысячи школьников по всему миру. У нас также проводится много собственных состязаний: Московская и Всероссийская олимпиады, Турнир двух столиц, Олимпиада ЦПМ и другие. Ребята делают ездящих, летающих, плавающих, ходящих роботов, беспилотные автомобили, спортивных роботов, роботов-спасателей. И отдельно хочется отметить проекты, которые создают целые команды школьников-энтузиастов.

Как вы видите развитие этого направления через несколько лет?

В последнее время наблюдается лавинообразное заполнение робототехникой всего вокруг. Случается, что это приводит к нехватке кадров. Ведь учителя не всегда успевают повышать свою квалификацию с такой же скоростью, с какой происходит развитие технологий. Очень хочется, чтобы после резкого роста стала появляться более чёткая структура, которая позволила бы учителям и ученикам понять, что именно и в какой момент они могут изучать, к чему это приведёт. Вузы должны активнее заниматься робототехникой и задавать направление школьникам, чтобы выпускники чётко понимали, куда они могут пойти работать, что они станут востребованными инженерами.

Что дают школьнику занятия робототехникой в перспективе?

В старшей школе зачастую ребята уже определяются, что в рамках робототехники им интереснее: программирование, электроника, моделирование и так далее. Многие вузы устраивают свои технические олимпиады. Например, есть Московская предпрофессиональная олимпиада, где участники проявляют себя и в дальнейшем идут учиться на соответствующее направление. Уже сейчас, занимаясь достаточно, школьник обладает компетенциями, которые

10–15 лет назад казались недостижимыми. Речь идёт о 3D-моделировании, программировании контроллеров, владении 3D-принтером и другими ЧПУ-станками, то есть с числовым программным управлением.

Говоря о перспективах развития, важно отметить, что в этом учебном году в самой престижной олимпиаде страны — Всероссийской олимпиаде школьников — будет выделен отдельный профиль «Робототехника» в рамках предметной области «Технология». Это позволит многим ребятам, имея диплом победителя или призёра заключительного этапа соревнования, получать преференции при поступлении в вузы.