Координатор инклюзивных проектов развития талантов в Москве Татьяна Голенищева-Кутузова рассказала об успехах прошлого учебного года и целях на будущее.
Рабочая группа инклюзивных проектов
Каждому ребёнку следует прежде всего знать о своих возможностях, а не об ограничениях!
О нас
Рабочая группа инклюзивных проектов помогает школьникам с особенностями здоровья подготовиться и принять участие в олимпиадах, которые организует Центр педагогического мастерства. Мы работаем как со школами, где обучаются ребята с ограничениями здоровья, так и с отдельными обращениями, поступающими от родителей, учителей и самих детей.
Нам бы хотелось, чтобы как можно больше школьников с ограниченными возможностями получили доступ к городской системе олимпиад.
Каждому ребёнку следует прежде всего знать о своих возможностях, а не об ограничениях!
Если вам нужны специальные условия для участия в мероприятиях, которые мы организуем, пожалуйста, сообщите нам об этом как можно раньше. Мы обязательно свяжемся с вами и найдём формат участия, наиболее приемлемый для конкретного ребёнка. Не забудьте указать, какое мероприятие вас интересует, и оставить контактную информацию.
Связаться с сотрудниками рабочей группы можно по электронной почте inclusive@cpm77.ru.
Цель проекта
Мы стремимся к тому, чтобы дети с самыми разными ограничениями могли развивать свой талант наравне с другими школьниками, посещая кружки и сборы, участвуя в олимпиадах
Мы хотим, чтобы физические ограничения не были причиной для отказа от участия в интеллектуальных конкурсах. Иногда физический недостаток или болезнь подчиняют себе всю жизнь человека. Нужен сильный характер и мощная поддержка, чтобы бороться и побеждать, а не только лечиться, и особенно это необходимо детям
Мы выстраиваем работу с особыми учениками, находим для них подходящий формат участия в олимпиадах, а также стремимся максимально включить их в городскую систему подготовки к олимпиадам
Наш опыт
Работа отдела инклюзии ЦПМ началась в 2014 году. Мы начали сотрудничать с подразделениями школы № 109 в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачёва и Российской детской клинической больнице, чтобы создать условия для проведения олимпиад непосредственно по месту лечения. Так, например, уже в 2018 году при поддержке школы «Технологии обучения» олимпиада «Турнир Ломоносова» прошла в двенадцати больницах Москвы.
Мы выстроили взаимодействие со школой-интернатом № 1 для обучения и реабилитации слепых. Чтобы незрячие ученики могли участвовать в олимпиадах наравне со всеми, мы печатаем задания шрифтом Брайля.
Мы ведём работу с интернатом для ребят с нарушением зрения СКОШИ № 2, организуем точки проведения олимпиад, где есть возможность использовать специальное оборудование и печатать увеличенные задания.
Одно из направлений нашей работы — открытие кружков по развитию талантов школьников на базе школ, где обучаются дети-инвалиды. Мы активно привлекаем к работе отдела студентов московских вузов (МППГУ, НИУ ВШЭ и других) и сотрудничаем с Ассоциацией победителей олимпиад.
Например, студенты филологического факультета Высшей школы экономики ведут занятия по лингвистике, русскому языку и литературе в школах.
Отдельным большим проектом стала работа по адаптации заданий лингвистических олимпиад. Благодаря нашему сотрудничеству с оргкомитетом Традиционной олимпиады по лингвистике, удалось сделать доступными для незрячих школьников задания олимпиады, посвящённые самым разным языкам. Впервые незрячие и слабовидящие школьники смогли принять участие в этой олимпиаде.
Полезные материалы
В этом разделе вы найдёте материалы для подготовки к олимпиадам, адаптированные для незрячих и слабовидящих школьников. Это задания и решения олимпиад прошлых лет. Их можно скачать и заниматься по ним самостоятельно или с преподавателем. Материалы представлены в разных форматах: для печати шрифтом Брайля, увеличенные материалы для слабовидящих, текстовые файлы для незрячих с пометкой «адаптированные» для работы на компьютере и исходные варианты материалов для преподавателя.
Если у вас возникают трудности при работе с заданиями, пишите на почту рабочей группы инклюзивных проектов ЦПМ по адресу inclusive@cpm77.ru.
Школьный этап
4 класс | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
Муниципальный этап
7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
Региональный этап
В некоторых заданиях всех этапов встречаются тексты на старославянском и древнерусском языках. В них есть буквы, которые уже не используются в современной азбуке. Для передачи этих букв наш сотрудник Оксана Осадчая разработала специальную систему брайлевских обозначений, которую подробно описала в своей статье «Брайлевские обозначения для древнеславянских текстов». Чтобы справиться с заданиями, в которых использованы древние тексты, необходимо ознакомиться с этой статьей по ссылке.
Сборник составлен И.Б. Иткиным и С.И. Переверзевой специально для рабочей группы инклюзивных проектов. Сборник может быть полезен для подготовки к Московской традиционной олимпиаде по лингвистике, а также для общего развития навыков решения лингвистических задач.
Сборник
О составителях сборника
Светлана Переверзева — кандидат филологических наук, научный сотрудник Высшей школы экономики. Член Задачной комиссии и жюри Московской традиционной олимпиады по лингвистике. Один из постоянных авторов конкурса по русскому языку журнала «Квантик».
Илья Иткин — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, доцент Школы лингвистики НИУ «Высшая школа экономики». Член Оргкомитета московской традиционной Олимпиады по лингвистике, секретарь Задачной комиссии Олимпиады, автор более 80 олимпиадных задач. Ведущий конкурса по русскому языку научно-популярного журнала «Квантик».
Рабочая группа инклюзивных проектов подготовила для публикации сборник заданий по истории языка и по переводу с древнерусского. Задачи адаптированы для восприятия незрячими школьниками.
Олимпиады
Рабочая группа инклюзивных проектов ЦПМ сопровождает следующие олимпиады:
Сотрудники отдела
Татьяна Игоревна Голенищева-Кутузова
Истории и новости
Слабовидящий подопечный отдела инклюзивных проектов ЦПМ Матвей Головин из школы №1499 стал победителем заключительного этапа ВсОШ по русскому языку.
С 10 по 16 апреля в Москве прошёл заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экономике. В нём принял участие ученик школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых Тимофей Мацнев.
С 27 марта по 2 апреля в Москве прошёл заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Его участницей стала ученица 10 класса школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых Яна Пузырева.
21 марта в Нижнем Новгороде завершился заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по французскому языку. Две подопечные отдела инклюзивных проектов ЦПМ Элизабет Пфанненшмидт и Стана Фильченкова стали призёрами соревнованиями.