Математическая вертикаль

Городской образовательный проект многоцелевой предпрофильной подготовки школьников 7-9 классов по математике и смежным областям

О проекте

Проект «Математическая вертикаль» развивает доступность математического образования. На занятиях школьники получают актуальные знания, которые становятся базой для обучения в предпрофессиональных классах и успешной самореализации в различных сферах современной науки, инженерии, информационных технологий.

Учебный план включает в себя 4-5 часов алгебры, 2-3 часа геометрии, 1-2 часа статистики и 1-2 часа дополнительных занятий по выбору школы – кружки или факультативы по математике, IТ и естественно-научным предметам. 

Обучение ведется по специально разработанным учебно-методическим пособиям, а преподаватели проходят отбор и специальную подготовку.

Зачисление школьников в классы «Математической вертикали» проводится по результатам общегородского тестирования.

С 2021 года действует проект «Математическая вертикаль ПЛЮС». Он направлен на формирование знаний и прикладных умений у учеников 10-11 классов в области математики для эффективной подготовки к профильному экзамену и развитию профессиональных навыков в научной сфере.

Реализовывать проект школам помогают ресурсные центры – ведущие вузы (ВШЭ, МГУ, МИРЭА, МИСИС, МФТИ) и школы, имеющие отработанные программы, методики и большой опыт в преподавании точных наук.

Операторами проекта являются Городской методический центр и Центр педагогического мастерства. ЦПМ обеспечивает:

  • методическое и аналитическое сопровождение проекта;
  • обновление содержания учебного предмета «Математика» с учётом достижений современной науки и развития технологий;
  • популяризацию математики с помощью организации интеллектуальных соревнований;
  • методическую поддержку педагогических коллективов и повышение квалификации учителей в проекте.

За 4 года работы проекта к нему присоединились уже более 400 московских школ. Только в 2021 году классы «Математической вертикали» окончили почти 10 тысяч учеников.

Методическое сопровождение

Преподаватели Центра педагогического мастерства оказывают постоянное методическое и аналитическое сопровождение «Математической вертикали» – готовят и публикуют учебно-тематическое планирование, учебные пособия, курсы видеолекций, материалы для проведения олимпиад и конкурсов. 

Разработанные в ЦПМ программы и учебно-методические пособия для классов «Математической вертикали» опубликованы в библиотеке Московской электронной школы, а также на нашем сайте:

Рекомендуемое учебно-тематическое планирование проекта «Математическая вертикаль»

Рекомендуемое учебно-тематическое планирование проекта «Математическая вертикаль Плюс»

Учебные пособия на 2022/2023 учебный год

Алгебра: 7 класс, 8 класс, 9 класс Коллектив методистов МЦНМО, Ященко И. В.

Алгебра и начала анализа: 10 класс, 11 класс. Коллектив авторов под руководством Андриановой Ю. В., Комарова С. И., Ященко И. В.

Планиметрия: 7 класс, 8 класс, 9 класс Коллектив авторов под руководством Волчкевича М. А., Ященко И. В.

Стереометрия: 10 класс, 11 класс.

Вероятность и статистика: 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс. Коллектив авторов под руководством Высоцкого И. Р., Ященко И. В.

Задать вопрос, касающийся содержания программ и методического обеспечения проекта, вы можете координатору проекта «Математическая вертикаль» от Центра педагогического мастерства Наталье Витальевне Походне по электронной почте PokhodnyaNV@edu.mos.ru.

Поддержка и обучение преподавателей

Участие в «Математической вертикали» даёт учителям возможность для профессионального роста и обмена эффективными практиками математического образования с коллегами. Сотрудники Центра педагогического мастерства обеспечивают методическое и консультационное сопровождение преподавателей: для них организуются семинары, мастер-классы, тренинги и лекции, курсы повышения квалификации. ЦПМ также проводит специализированное тестирование для учителей проекта с выдачей сертификата, подтверждающего квалификацию педагога. Специально для проекта «Математическая вертикаль» преподаватели ЦПМ записали онлайн-лекторий по актуальным темам математического образования. 

  • первая лекция (Ященко И. В.«Математическая вертикаль. ОГЭ и ЕГЭ»)
  • вторая лекция (Высоцкий И. Р. «Методика преподавания теории вероятностей и статистики в школе»)
  • третья лекция (Волчкевич М. А., Ивлев Ф. А. «Об особенностях учебника и задачника по геометрии в проекте»)
  • четвертая лекция (Сгибнев А. И. «Цифровые инструменты для учителя математики»)
  • пятая лекция (Заец М. В. «О математических приемах решения задач Межрегиональной олимпиады школьников имени И. Я. Верченко по математике и криптографии»)
  • шестая лекция (Комаров С. И. и Юрков А. Ю. «Геометрическая прогрессия в школьном курсе алгебры» и «Математическая индукция в программе “Математической вертикали”») 
  • седьмая лекция (Ширяев Е. А. «О разработке краткого курса для пропедевтики стереометрии с использованием оборудования виртуальной реальности»)
  • восьмая лекция (Акопян Э. А. «Об играх на турнирах и уроках»)
  • девятая лекция (Ковальджи А. К. «Обратный ход в геометрии»)
  • десятая лекция (Петровская Н. В. «Инструменты МЭШ в помощь учителю математики»)
  • одиннадцатая лекция (Мартынова Н. Т. «Начало геометрии в 7 классе: сложности, проблемы, варианты их решения»)
  • двенадцатая лекция (Доброчаев А. Е. «Математика в школьном курсе биологии»)
  • тринадцатая лекция (Нетрусова Н. М. «Кружок без подготовки к олимпиадам»)
  • четырнадцатая лекция (Смирнова Л. А. «Парадоксы теории вероятностей и статистики на уроках математики»)
  • пятнадцатая лекция (Блидман Д. Л. «Математика в олимпиадной экономике: просто о сложном»)
  • шестнадцатая лекция (Киселев О. М. «Опрекрасном симбиозе робототехники и математики»)
  • семнадцатая лекция (Вольфсон Г. И. «Замена переменной»)
  • восемнадцатая лекция (Кноп К. А. «Игра в геометрию на основе Euclidea.xyz»)
  • девятнадцатая лекция (Сгибнев А. И. «Математические эксперименты: как, для кого и зачем»)
  • двадцатая лекция (Штерн А. С. «Число и его делители»)

В рамках Августовского городского педсовета ЦПМ провел серию вебинаров, посвященных проекту «Математическая вертикаль» и преподаванию математики в целом. Опытом поделились представители Центра педагогического мастерства, а также ресурсных центров проекта. 

Как эффективно преподавать курс алгебры в проекте «Математическая вертикаль»? 

Как сделать курс геометрии интересным и понятным? 

Вероятность и статистика в проекте «Математическая вертикаль» 

Как ведущие московские школы помогают каждой школе в рамках развития математического образования 

Поддержка ведущими вузами математического образования в каждой школе 

Популяризация математики

Центр педагогического мастерства организует олимпиады, конкурсы и соревнования, которые позволяют каждому школьнику приобщиться к математике через интересные и нестандартные задачи.

Для школьников 6-7 классов проводится Математический праздник — мероприятие, включающее олимпиаду, лекции для школьников и родителей, математические игры, показ мультфильмов. Задания не рассчитаны на глубокие математические знания, для их решения важнее воображение и смекалка. Праздник проводится с 1990 года и ежегодно собирает более 10 тысяч участников.

ЦПМ координирует проведение в Москве школьного, муниципального и регионального этапов ВсОШ по 24 предметам, в том числе по математике. Кроме того, Центр педагогического мастерства отвечает за проведение ряда олимпиад по математике, которые входят в Перечень министерства науки и высшего образования, среди которых:

  • Московская математическая олимпиада; 
  • Турнир городов;
  • Турнир имени Ломоносова. 

Такие массовые интеллектуальные соревнования, которые каждый год собирают талантливых школьников со всей страны. Победители и призёры этих олимпиад получают льготы при поступлении в вузы на математические и технические специальности. Традиционно в этих соревнованиях активно участвуют ученики «Математической вертикали».

Новости и истории

Пятое занятие онлайн-лектория для учителей математики

Пятая онлайн-лекция для учителей математики состоится 7 декабря. На ней научный руководитель ЦПМ Иван Ященко расскажет об особенностях ЕГЭ по математике профильного уровня в 2023 году и ключевых аспектах подготовки к экзамену.

Четвёртое занятие онлайн-лектория для учителей математики

2 ноября пройдёт очередная лекция онлайн-лектория для учителей математики. Регистрация открыта до 22:00 1 ноября. Тема занятия – «Числовые фризы».

Третье занятие онлайн-лектория для учителей математики

19 октября в 17:00 пройдёт третья лекция онлайн-лектория для учителей математики, который проводят Лига МатШкол города Москвы и Ассоциация учителей математики совместно с Центром педагогического мастерства. Участникам расскажут о кружковом движении в математическом образовании. Регистрация на мероприятие продлится до 22:00 18 октября.

Второе занятие онлайн-лектория для учителей математики

12 октября пройдёт вторая лекция онлайн-лектория для учителей математики, который проводят Лига МатШкол города Москвы и Ассоциация учителей математики совместно с Центром педагогического мастерства. Тема – «Дистанционные олимпиады на примере школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике». Для участия необходимо пройти регистрацию.

Онлайн-лекторий для учителей математики

В 2022/2023 учебном году Лига МатШкол города Москвы и Ассоциация учителей математики совместно с Центром Педагогического Мастерства проводят регулярный лекторий для учителей математики. Первая лекция состоится 5 октября. Встречи будут проходить в Zoom по средам, 2-3 раза в месяц.